Аська родилась в семье последней. До неё в семье было еще два мальчика. А потом отец из семьи ушел. Мария женщина гордая, что беременна мужу говорить не стала. Доченька ей далась тяжело. Трудно носила, да и роды начались, когда до срока еще целый месяц оставался.
Девочка родилась маленькой, фиолетовой и с большой головой. Акушерка ахнула и сказала, что ребенок умер. Мария тогда подумала: «Ну, слава Богу, одной мне троих не поднять», Аська будто услышала, вдруг как закричала тихим хрипом, словно не желая принимать жестокую судьбу. Врачи сразу забегали, стали её откачивать. Мать тогда подумала: «Грех-то какой, своему ребенку смерти желать. Какая родилась, такую и подниму. Никому не отдам».
Ася была слабенькой, днем и ночью кричала. Мать ходила вокруг палаты, а помочь не могла. Врачиха, добрая женщина ей тогда сказала:
- Она на всю жизнь инвалидом останется, оставь её в больнице. Тебе ещё сыновей поднимать.
Мария ответила:
-Моя дочь, как смогу, так и выхожу.
Ася хоть и была девочкой неглупой и очень даже сообразительной, но все, же говорить начала только к шести годам. Мария с ней занималась, учила счет и буквы. Но только к восьми лет Ася была готова к школе, зато в нормальную, общую. А не как врачи советовали в коррекционный интернат.
В школе Ася была как гадкий утенок. Даже братья стеснялись её, отворачивались, едва приметив её в коридоре. В классе с необычным ребенком за одной партой сидеть никто не хотел. Она привыкла к насмешкам и издевательствам. Привыкла к тому, что хуже других и ни кому не интересна её тяжелая жизнь. Привыкла быть всегда одной.
В восьмом классе все изменилось, когда её выдвинули на олимпиаду по химии. Ася легко выиграла сначала в школе, потом в районе, области и даже столице. Учителя стали её в пример ставить, Марию хвалили. А когда кто-то слышал оскорбительные прозвища, говорили:
- Ася вырастет и станет главным врачом, тогда вы еще вспомните, как издевались над ней.
- Кто? Эта жаба? Главным врачом? – удивлялись одноклассники, но насмешек стало меньше.
Ася училась с удовольствием, а в школу ходить теперь не боялась. Хотя друзей у неё по-прежнему, не было, зато на контрольных работах по химии, все хотели сидеть именно с ней.
Перед самыми выпускными экзаменами в 11 классе на неё обратил внимание самый красивый парень в классе. Дима нравился всем, но сам особой симпатии, ни к кому не питал. Потому его внимание Асе было особенно лестно. Вместе готовились к экзаменам, за одной партой сидели на уроках. Она не знала, любит ли его, но он был единственным близким человеком, первым после мамы.
******
Ася ждала Диму на выпускном вечере, в красивом платье, с взрослой прической и туфельках. Он пришёл последним, под руку с красавицей Светой, на Асю даже не взглянул.
Ася показывала всем, что ничего не произошло. Она не плакала, не закатывала скандал, не привлекала его внимание. В свое счастье никогда не верила и всегда ждала, что все вот-вот закончится. Правда, надеялась, что выпускной вечер все-таки будет для неё счастливым. Верила, что заслужила его за долгие годы одиночества.
О том, что Ася беременна она узнала вместе с новостью о своем поступлении в институт.
- Ничего, доченька, ничего. - уговаривала её Мария, - Сами воспитаем. Ты учиться будешь, а я тебе с ребенком помогу. Без трудностей счастья не бывает. Все хорошо будет. Будешь ты еще самой счастливой.
****
Обещала Мария помогать дочери с ребёнком, пока та учиться будет, да видно силы свои переоценила. Уже на втором курса поняла, что не потянуть ей финансово дочь студентку и маленького внука Алешку. Сыновья помогать отказались:
- Ты всю жизнь с Аськой носишься, вот доносилась, она в подоле принесла. Не сделали то, что нужно в начале беременности, выкручивайтесь теперь сами.
«И правда сама виновата, как Ася родилась, совсем сыновей забросила, как трава выросли. Потому и озлобились. Никудышная я мать и бабушка видно так себе». Но самобичеванием дело не поправить. И решила тогда Мария через гордость свою переступить и к бывшему мужу обратиться. «В конце концов, он тоже дед. Может, захочет дочери и внуку чем-нибудь помочь».
Мария успела как раз к концу рабочего дня, когда Андрей уже домой собирался. Увидел её, побледнел, будто привидение рядом стояла.
- Ты как меня нашла?
- Это не трудно. Я бы не пришла, без крайней необходимости.
- Знаю, знаю. Ни копейки от меня не брала. Деньги все назад отправляла. Вижу теперь непреодолимый случай, раз ты гордость свою подальше заткнула.
- Твоя дочь… - Мария запнулась, Андрей перебил, воспользовавшись заминкой:
-Моя дочь? Так это моя дочь? А я-то думал, что ты родила от другого мужчины, раз скрывала от меня о своей беременности.
- Ничего я не скрывала, ты сам от меня ушёл. Что я должна была тебя ребенком удерживать.
- Но знать-то я имел право. А теперь значит пришла. Не справилась.
- Прости, я ошиблась, не надо было.
Мария повернулась, чтобы уйти, Андрей преградил ей путь.
- Раз уж пришла, через гордость свою перешагнула, рассказывай.
Мария, наконец, услышав в словах бывшего мужа поддержку, расплакалась. Впервые за все время открыто, не стесняясь. Сквозь слезы она рассказала, как врачи сказали, что девочка мертвой родилась, как она её выхаживала, как с ней занималась. Как сыновей своих упустила, к добру не приучила. Как бедная девочка с болезнями боролась. Как она всегда одна была, без друзей и поддержки со сторону родных братьев. Как сейчас, наконец, когда у неё все хорошо: отлично учится в институте и у неё много друзей, Мария не может их содержать.
- Чем я тебе могу помочь? У меня семья, дети. Знаешь, сколько им нужно!? – Задумался Андрей, потом испугавшись, что бывшая жена уйдет, спохватился.- Могу помочь, есть у меня квартира. Она мне от тетки досталась. Семья не знает о ней ничего. Я на дочь дарственную напишу. А у меня просьба её не продавать. Хотя, что это я условия ставлю. Я подарю, а вы делайте, что хотите. Да, еще будет условие, если уж ты допустила меня к своей жизни опять. Я приглашаю вас с детьми и внуком в субботу к себе на дачу.
- А жена?
- Что жена? Она женщина, а не монстр. – Андрей улыбнулся, и Марию охватили знакомые чувства нежности.
******
Жена Андрея оказалась женщиной спокойной и добродушной. Она радушно приняла бывшую семью своего мужа. Особенно радовался такому повороту Алешка. Он бегал от одной к бабушке к другой, потом к деду, хлопая огромными ресницами и не понимая, откуда на него свалилось такое счастье.
Ася, оставшись наедине с папой, вдруг почувствовала желание рассказать ему обо всех своих обидах, которые приключились за такую короткую, и как ей казалось бесконечную жизнь.
- Это смешно? – обиделась Ася, заметив, что отец улыбается, когда она едва сдерживает слезы, - Вам смешно?
- Да нет, просто я вдруг подумал о том, что тебя одноклассники жабой звали – это в отца! Меня звали сусликом. И дружить со мной тоже не особо стремились.
- Вас? Вы такой… - Ася не могла подобрать слова, глядя на мужчину. Высокий, красивый, умный, все эти термины не подходили для отца.
- Это я сейчас такой, а в школе был низким, щуплым и с маленькой головой.
- А у меня наоборот голова большая, - пожаловалась Ася. – Это я после родов поправилась немного, и стало меньше заметно. Может быть, поэтому в институте ко мне нормально относятся.
- Голова у тебя пропорциональная. А в классе просто мнение большинства считалось нормой, в институте есть другие критерии оценки. По способностям, например и доброте. Я еще хотел спросить, - перевел разговор Андрей, - Ты отцу ребенка говорила, что он папой стал?
- Нет, он меня бросил на выпускном вечере, я рассказывала. – Ася не могла сдержать раздражение, - Зачем Вы спрашиваете?
-Не бросил, а изменил, это разное. Он имеет право знать, что стал отцом твоего ребенка. А как дальше себя вести это уж его дело. И если тебе моё мнение важно, обязательно ему скажи. А то будет как у нас с тобой. Кто знает, как бы сложилось, если бы я о тебе раньше знал.
И еще, - отец говорил специально медленно. – Я не понял, почему у тебя с родными братьями, моими сыновьями, - он специально подчеркнул, - такие плохие отношения.
- Я не знаю, ни когда не знала. Они меня всегда не могли терпеть. Издевались больше, чем одноклассники.
- Разберемся, - пообещал отец.
Ася не знала, что будет дальше, но ей стало легко и спокойно. Так, как не было никогда раньше.
****
Пребывание в эйфории всеобщей любви и спокойствия закончилось быстро, когда братья узнали о том, что у Аси, которая им казалась и гадким утенком, появилась квартира, для сдачи в аренду, а сама она живет по-прежнему с матерью, в их родительском доме. Не сдерживая эмоции и выражения, они примчались к отцу для выяснения отношений.
- Почему ей? Мы-то чем хуже?
- Тише, тише. – Пытался успокоить сыновей Андрей. - Она ребенка воспитывает и в институте учится.
- Получается, что она нагуляла, ей приз в виде квартиры? – не унимались братья.
- Вы здоровые, крепкие, сами себе заработаете… - Отец не договорил, он заметил, что его жена слушает, притаившись у двери.
- Какую квартиру? – жена поняла, что Андрей её увидел и скрывать свое присутствие бессмысленно. – Ты купил дочери квартиру? Что нашим детям жилплощадь уже не нужна? Саша, например, с девушкой встречается, где они жить будут, если вдруг жениться захочет?
- Ему 17 лет всего, - перебил Андрей, - придумаем что-нибудь, пока время придет.
- А Асе, значит самое время, чтобы квартирой завладеть.
- Я им не помогал, алименты не платил. Мой вклад в воспитание детей маленькая квартирка. Не думал, что ты против будешь. Тем более, что досталась она мне незаслуженно. Я тетку эту, дальнюю не знал даже.
- А почему Аське, почему на всех не разделить? – не унимался Вадим.
- Ты же взрослый уже, понимать должен. Кто её такую замуж возьмет, да еще с ребенком. – Прорвало вдруг отца. Повернув голову и увидев, что Ася приближается, отец пожалел о сказанном.
- То есть родилась жаба, которой все на блюдечке с голубой каёмочкой. А если мы с Никитой нормальные, сами зарабатывайте?
- Замолчи, - отец всерьез испугался, когда увидел, что Ася повернулась и побежала к калитке. -
Вернись, - крикнул Андрей дочери, - но она уже не слышала.
Ася опять ощутила безысходность, с которым не расставалась всё своё детство. Она никогда не будет такая, как все, если с ней кто-то общается, то только из жалости. В одно мгновение пропало чувство защищенности, которое пребывало с ней с момента обретения отца.
Документы о собственности квартиры ещё не успели оформить, потому и возврат ключей не составил труда. Мария недоумевала, почему дочь так легко расстается с вдруг обретенным счастьем. А Ася и не объясняла. На вопрос: «где же теперь деньги брать?» Ответила: «Алешку в ясли устроим, а я работать буду». По подавленному состоянию дочери Мария поняла, что расспрашивать сейчас не совсем удобное время.
После института Ася теперь бегала по городу, читала объявления о работе, покупала газеты. Но что-то не устраивало либо стаж работы был нужен, либо образование, либо режим не позволял совмещать учебу и работу. Вконец отчаявшись, она увидела объявление на соседнем доме: «Требуется помощник косметолога, без опыта работы. График скользящий». Ася робко вошла внутрь. Помещение походило скорее на клинику с хорошим ремонтом. «Сюда меня точно не возьмут» - подумала она, но терять было нечего.
- Я по поводу работы, - робко произнесла Ася.
Девушка в голубой форме хирурга осмотрела претендентку с ног до головы, широко улыбаясь профессиональной улыбкой.
- Я сейчас директора позову.
Высокий мужчина с едва заметной сединой вышел из своего кабинета и жестом предложил Асе сесть на мягкий кожаный диван в фойе.
- Зарплата небольшая, поговорите с Оксаной, если Вас все устроит, оформляйтесь, - вот и все собеседование.
Зарплата действительно была маленькая, но помощь для единственно работающей в семье Марии все же ощутима. Потому до конца обучения менять Ася ничего не собиралась. Пока однажды директор не пригласил её к себе.
- Анастасия Андреевна, я хочу сделать Вам предложение. Я знаю, что вы учитесь в институте, потому ограничены во времени. Мы бы хотели сделать Вас лицом нашего салона. Вы сможете устанавливать свой график работы. А зарплата будет за каждую сессию отдельно. Думаю, Вам будет даже удобнее.
Ася от неожиданности не могла произнести ни слова. А когда поняла, о чем идет речь спросила:
- Почему я? Вам нужно страшное лицо в сравнении с красотками: «было», «стало»?
- Кто Вам внушил всю эту чушь? Мы ищем оригинальное лицо, Вы очень красивая.
- Я? Мне кажется, Вы хотите надо мной посмеяться.
- Никогда не видел такого закомплексованного человека. – Удивился Евгений Сергеевич. – Вам никто не говорил, что Вы красивая?
- Мне говорили, что я жаба. – Резко произнесла Ася, намереваясь выйти из кабинета.
- Какая глупость! Как, по-вашему, Барбара Стрейзанд тоже жаба или Лайза Миннелли?
- Сравнили.
- Сравнил! Мне нужна не внешность современных звездочек, с одинаковыми носами, пухлыми губами и стандартным разрезом глаз. Мне нужно лицо запоминающееся, и уж простите, ухоженное. Из стандартной красавицы уже ни чего не сделаешь, таких много. А над Вами нам еще трудиться и трудиться, показывая каждый этап потенциальным клиентам нашего салона.
Дальше Ася уже не слушала, она только кивала головой, в знак своего согласия.
Неожиданно для себя Ася стала звездой. Когда вышла обложка глянцевого журнала с её фото, в институте не удивились, но обрадовались, что учатся вместе с такой звездой. Только братья при встрече язвили:
- Думала, что лягушечью шкуру сбросишь и будешь царевной? Как была жаба, так и осталась, как тебя не украшай.
Но Асю это уже не огорчало. Впервые она смотрела в зеркало и отражение ей нравилось.
****
С тех пор как жизнь Аси изменилась, и она обрела уверенность в себе, друзей у неё появилось много. И только три подруги и один друг с первого курса института оставались неизменными. С ними ей хотелось проводить свободное время, с ними она делилась проблемами, они ей помогали в трудную минуту. Они любили её не за популярность, красивые фото и обеспеченность, а просто так, за то, что она есть.
Все были из далеких деревень, а потому город совсем не знали. Ася помогла им освоиться, найти жилье, посмотреть город.
Саша был единственным парнем их компании, и все настолько к нему привыкли, что воспринимали как еще одну подругу, которая всегда рядом, поможет, поддержит.
Быть лицом салона красоты, оказалось не просто. Времени у Аси не оставалось вовсе, зато появились всеобщее внимание и деньги. У неё не было выходных, праздников, каникул или отпуска. Только учеба, работа и маленький сын. Она похудела, глаза выдавали бессонные ночи.
- Так нельзя – надо отдыхать, - жалела её мать, - тебя на день рождения приглашает Света, сходила бы.
- Мам, я эту школу вспоминать даже не хочу. Зачем жить прошлым.
- А ты и не вспоминай, просто сходи. Не понравится, вернешься.
- Мне к семинару надо готовиться.- Пыталась отказаться Ася.
Под напором матери, она все-таки пошла на юбилей одноклассницы. Хоть и осознавала, что пригласили её только потому, что она стала известной. Ася догадывалась, что мать хотела организовать встречу с отцом Алеши. «Пусть это лучше случиться раньше, чтобы не носить в себе тяжкий груз» - рассудила Ася.
С Димой Мария договорилась заранее. Потому он ждал Асю у Светкиного подъезда.
- Привет, - произнес он, едва Ася успела закрыть дверь такси.
- Здравствуй, как дела, - Как можно спокойнее сказала девушка.
- Я жду тебя.- Многозначительно произнес Дима.
- Я заметила.
- Хотел тебе объяснить. Тогда….
Ася не дала договорить:
- Тогда ты испугался насмешек. А сейчас, значит, не боишься?
- Ты ничего не знаешь. Ты нравилась мне всегда. Ты же помнишь, я ни с кем в школе не встречался. Тебя любил. Но ты была такая…
- Некрасивая…
- Нет, я не это хотел сказать. Необычная скорее. Когда ты со мной встречаться согласилась, я на седьмом небе от счастья был. Только друзья смеялись надо мной, и я сказал им, что встречаюсь с тобой потому, что надо к экзаменам подготовиться. И что ты мне помогаешь. Потому на выпускной вечер со Светой пришел.
- Струсил.
- Да, струсил. Что же мне теперь всю жизнь за это расплачиваться?
- А ты не расплачивайся, забудь.
- Как забыть? Я же люблю тебя! И у тебя мой сын!
- У меня мой сын. – Подчеркнула Ася, - А ты… Ты струсил один раз и другой струсишь, если вдруг кто-то надо мной или над сыном издеваться начнет. Опять вид сделаешь, что посторонний.
Ася повернулась и пошла к такси, в которой её ждал Саша. Больше из этой компании она видеть никого не хотела. С прошлой жизнью было покончено. Она села на заднее сиденье машины, положила голову на плечо Саши и расплакалась.
Когда обучение в институте подходило к концу, Ася уже понимала, что по профессии работать не будет. Она хотела работать в салоне красоты. А главное, хотела помогать таким, как когда-то была сама. И мечтала стать психологом.
А Саша мечтал быть всегда рядом, только признаться в этом не мог. Понимая всю нелепость ситуации, Ася сама предложила:
- Саш, оставайся здесь. Зачем тебе возвращаться в деревню. Я боюсь остаться одна, без тебя.
- Просто поэтому? Быть твоим верным пажом?
- А ты кем бы хотел быть?
- Мужем, только зачем я тебе? Ты же знаменитость!
-Мне такой муж обязательно нужен, - рассмеялась Ася.
Свадьба Аси и Саши была немноголюдной. Только родные и близкие подруги. Не хотелось из самого счастливого дня своей жизни делать шоу для зрителей. Ей хотелось спокойствия, любви и счастья.
******
Ася уже собиралась домой, нужно было отвести сына в спортивную секцию, а потом приготовить ужин мужу. В салон красоты вошла заплаканная девушка и пожаловалась, что она не красивая, а потому у неё нет никаких отношений с мужчинами. Ася старалась успокоить:
- Какая же Вы некрасивая, посмотрите на себя.
- Да, хорошо говорить, когда муж любит. Я о Вас в журнале читала. И сама вы, вот какая красивая, а потому и счастливая! Вам легко все дается, Вы меня не поймете.
- Да, самая счастливая! – повторила Ася. И у Вас все хорошо будет, главное верить.
- Вы поможете?
- А Вам и помогать не надо. Посмотрите, какая хорошенькая, - Ася поднесла зеркало, девушка улыбнулась.
- А мне одноклассница сказала…
- Ни чего она не понимает, - с уверенностью ответила Ася.