«Кому на Руси шить хорошо?» Заместитель министра промышленности Олег Бочаров отвечает на этот вопрос словами: «Не знаю», но это вселяет пусть горький, но оптимизм. Значит, что на самом верху российской власти знают о существовании совсем нелёгких проблем нашей легкой промышленности!
А ведь могли бы, в лучших традициях советской пропаганды отрапортовать, что в моде у нас все хорошо и импортозамещение идет по плану! Другой вопрос, что после главного паблик-тока Московской недели моды, в котором участвовали представители Минпромторга, Правительства Москвы и сами наши страдающие дизайнеры остается ощущение, что единого понимания: нужна ли нам эта индустрия в принципе и что с ней делать, – пока не существует!
Судите сами: символично, что как раз в день открытия Недели моды в Государственной Думе принимается закон о параллельном импорте. Согласно ему, в страну можно ввести товары любых брендов, покинувших территорию РФ. "Эй вы там,наверху, а как насчет поддержки отечественных производителей"? – хочется вскрикнуть вместе со всеми участниками той самой Модной Недели.
Правительство говорит, что радо бы всячески поддержать индустрию, в бюджете есть соответствующие статьи расходов, но дело в том, что чиновники просто не знают, что именно надо поддерживать. Когда стали вникать в вопросы текстильной промышленности, поняли, что проблем - непочатый край. И что отечественное производство до недавнего времени функционировало благодаря включению в мировую экономику: ткани закупались в Турции, Италии или Китае. Производство отдавалось на аутсорсинг в страны Азии. Да что говорить, как-то реаниматор марки «Два мяча» (наш ответ «Конверсам) Евгений Райков рассказывал, что в изготовлении его знаменитых кедов задействовано 12 разных производственных площадок!!! На одной делают резину, на другой саму подошву, на третьей – шнурки, на четвертой наконечники к шнуркам и так далее.
Сейчас возникает закономерный вопрос: на каком из производственных циклах нужно особенно сосредоточиться? Ведь мода – это не только дизайн, но и производство ткани, фурнитуры, а ещё это - конструкторы, швеи, PR, баинг, продажи и много чего ещё. У нас, кроме своих творческих идей, пожалуй, и нет - в полном объеме - ничего из вышеперечисленного
Основательница бренда LesyaNebo Олеся Шиповская рассказала, что почти вся ее команда не из России. «Найти технолога — целый квест, и в основном это люди за 50. Молодых специалистов нет. Их то ли не учат, то ли не знаю где их искать, - рассказывает Олеся. - А между тем, такие специалисты нужны, и они хорошо зарабатывают». Бренд Олеси один из немногих, кто продавался в американском Шоуруме - 247. Ее одежда есть в гардеробе Джижи Хадид, Хайди Клум, Кэролин Врилэнд и фэшн-директора Instagram Евы Чен. Кстати, и раскрутится ей удалось в том числе и благодаря упомянутой выше социальной сети, теперь запрещенной у нас в стране. Да и многие локальные бренды умудрялись продавать благодаря своим страничкам в соцсетях вещи не только в России, но и по всему миру. И довольно неплохо создавали бренды!
Главный вопрос, который озвучили российские дизайнеры в лице Олеси и Александра Рогова: если государство планирует субсидировать отрасль, то надо направить деньги дизайнерам на аренду магазинов. Особенно ярко на эту тему выступил Александр Рогов, основатель марки Rogov.
В общем, дискуссия выдалась жаркой. Алексей Фурсин, руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы даже обрадовался, что наконец-то о модной индустрии заговорили как о бизнесе, а не как творчестве. В стране 4000 модных брендов, а единого понимания, что это за отрасль, как она должна работать, опять же – не существует. Попытки объединить всех возникают периодически, но без особых успехов.
Может, кстати, все дело в опасном ментальном наследии отечественных традиций «лихих 90-х» ? Когда модную одежду возили через границу в клетчатых сумках челноки? Или в «фарцовочных» 70-х-80х? Когда покупка, а тем более продажа модной вещи могла грозить статьей и отсидкой на зоне в качестве швеи-мотористки???!
В любом случае в самой организации Московской недели моды прослеживается желание тех, кто стоит у ее руля, хоть как-то поддержать всех участников и дать им шанс заявить о себе. Напомню, показы шли семь дней, нон-стоп на четырех площадках: парк Зарядье, ВДНХ, Тверская площадь, Китайгородская стена. Всего участвовало более 450 дизайнеров, как в формате дефиле, так и в шоу-румах.
Резонансным в сети выдалось появление на подиуме жена главы "Роскоскома" Татьяны Рогозиной в качестве модели. (Это было на показе марки DNK, которая выпустила мерч или совместную коллекцию с "Роскосмосом" этой весной). И супруги бывшего зампреда правительства Кировской области Сергей Карнаухова - Елены. Последняя в качестве дизайнера и открывала неделю моды.
По реакциям в профессиональных чатах могу сказать, что есть те, кто доволен Неделей и воспользовался предложением и выжал из нее по-максимуму. Но выделяются и те, кто не особо в восторге. Последним не хватило присутствия достаточного количества профессиональных баеров.
Например, как раз на время московской Недели Моды владелица КМ20 Ольга Карпуть, уехала на закупки в Европу, где составляла заказы сразу после дефиле. Да и владелец ГУМа Михаил Куснерович на паблик-токе невольно воскликнул: «Я вообще не понимаю зачем я здесь». В общем – пока у каждого - своя правда.
А вот Артем Кривда, дизайнер, режиссер многих фэшн-шоу, продюсер Недели моды, верит в нашу индустрию! Он написал в своем телеграме: «Лед тронулся. Есть некоторые крутые подвижки в сторону того, чтобы в нашей стране появилась МОДА // не как театр или желание богатой женщины получить статус «Я ДИЗАЙНЕР» . Именно продукт, который в финале покупатель смог бы внедрить в свою жизнь и приобрести его не только в спецмагазинах или где-то в углу наших знаменитых универмагов, а на первых линиях»!
В общем, с лёгкой промышленностью у нас пока совсем нелегко. Но главное – она жива!!! Московская неделя моды это особенно ярко показала.
#mosfashionweek #московская неделя моды #fashion #тренды #рогов #lesyanebo #неделя моды #модная одежда #показ мод