Найти в Дзене
No more drama

Чувство личной несостоятельности

Оглавление

Все мы, так или иначе, периодически испытываем ощущение собственной неадекватности, несостоятельности и ненормальности. Интерпретируя эти ощущения и чувства, мы склонны видеть проблему в себе, в своем «неправильном я», своих неправильных мыслях, чувствах или действиях.

Переживание личной несостоятельности может касаться любых сфер жизни человека. Человек может думать, что он не состоялся в личной жизни или как родитель, что он плохой друг или провалился еще в каких-то других социальных ролях. Или он считает, что несостоятелен в каких-то социальных компетенциях, не смог полностью реализовать свой потенциал, не уверен в себе, не достиг определенного статуса в жизни, не имеет нормальной работы, упустил какие-то возможности, недостаточно владеет собой, недостаточно эмпатичен и т.д. и т.п.

Glassica: Пьяная улица * Drukkin gata * Drunk street. Фотография гениального фотохудожника Николая Щербака. https://www.flickr.com/photos/niknik38/
Glassica: Пьяная улица * Drukkin gata * Drunk street. Фотография гениального фотохудожника Николая Щербака. https://www.flickr.com/photos/niknik38/

Почему же мы приходим к выводу о личной несостоятельности, неадекватности. Что нам для этого требуется?

Для понимания этого феномена, нам нужно вспомнить эксперимент Джереми Бентале и его архитектурное сооружение, получившие название Паноптикум. Паноптикум — это проект тюрьмы вокруг центральной башни, в которой находятся надзиратели, а по кругу находятся камеры. Надзиратели могут видеть все камеры и контролировать поведение всех заключенных. Заключенные же не могут видеть, наблюдает ли за ним сейчас надзиратель или нет. У заключенных есть правила, которые они должны соблюдать и наказания, которые последуют за несоблюдение. Так как заключенный не может знать, смотрят или нет за ним сейчас, он приучается контролировать свое поведение сам, чтобы не быть наказанным. То есть невидимость наблюдателя заставляет наблюдаемого контролировать поведение даже в тот момент, когда наблюдатель не смотрит.

Французский философ Мишель Фуко, опираясь на идеи Джереми Бентале, развивает идею о социальной модели, заставляющей человека самостоятельно регулировать свое поведение. Он вводит понятие «современной (социальной) власти» (не путать с властью традиционной политической, т.е. государством и системой государственных органов, реализующих государственную власть).

Современная власть по Фуко

Примерно к концу XX века поведение людей начинает регулироваться создаваемыми ими представлениями о том, что такое нормально. Появляется так называемая «власть нормальности» или «диктат нормальности». Появляются институты, специалисты, которые создают нормы, т.е. идеи о том, что является нормой в их сфере.

Современная (социальная) власть — это такая форма власти, которая вовлекает людей в то, чтобы они определенным образом строили свою жизнь, подвергали себя и других людей контролю, приводя свои жизни, идентичности, мысли, чувства и действия в соответствие с существующими социально-культурными нормами.

Мы существуем в контексте социального (общественного) предписания, разделяемого всеми участниками общества. То есть мы автоматически подвергаем себя и других нормализующему оцениванию и сравниванию с точки зрения различных социальных норм. Мы сравниваем, соизмеряем себя с набором критериев, предписаний, в которых сказано, каким человек должен быть в разных сферах своей жизни. Именно подвергнув себя такому измерению, человек и приходит к заключению о своей несостоятельности, некомпетентности, несоответствию норме или целому набору норм.

Основной особенностью современной власти является ее размытость между всеми людьми, нет какого-то одного источника этих норм. Отсутствует кто-то ответственный за создание этих норм и идей, нет какого-то единственного источника, откуда эти нормы появляются. Хотя все эти нормы и есть результат договоренности группы людей, мы этого не замечаем. Нам вообще кажется, что все это наши мысли о том, как должно быть, как правильно и нормально, что это наши решения. В этом и хитрость, а также в том, что нормы часто маскируются под «естественное», «здравый смысл», «истины о жизни и человеческой природе», «объективно существующую реальность». Поэтому нам так трудно отнестись к ним критически. И если мы как-то не соответствуем всему этому, то у нас возникает тревога, чувство вины, которые говорят нам, что с нами что-то не окей.

Мы усваиваем эти правила игры в процессе социализации, участвуя в социальных взаимодействиях в семье, детском саду, школе. Активными участниками развития и продвижения такой формы социальной власти являются институты медицины, психиатрии, психологии, социологии и т.д.

Все это, с одной стороны, помогает нам жить более безопасной и предсказуемой жизнью, нам не надо быть экспертами во всем. С другой стороны, люди испытывают большое давление. Норм бесконечно много, они постоянно меняются, есть нормы, которые полностью противоречат другим нормам. Невозможно уследить за изменениями, постоянно появляются новые предписания. Это давление и приводит к чувству личной несостоятельности, с которым сталкиваемся все мы, так как просоответствовать всему не в состоянии ни один человек. В попытке просоответствовать всем гласным и негласными предписаниям и социальным нормам, человек теряет контакт с собой, со своими принципами, ценностями.

О том, какими нам следует быть, как над собой поработать мы узнаем от людей вокруг, от учителей, родителей, многочисленных экспертов, специалистов, из интернета, из социальных сетей и просто находясь в информационной среде, из которой мы получаем информацию о существующей нормальности. Эта социальная власть никого не наказывает и не поощряет, только определяет вас как нормального или нет.

Эта власть не является тотальной. Сам факт того, что нормы бесконечно меняются, и существуют нормы, противоречащие друг другу, говорит нам о том, что у нас есть выбор, чему мы хотим соответствовать в своей жизни, а чему нет. Мы всегда можем перестать подгонять себя под какие-то непредпочитаемые нами нормы, выбрать альтернативный путь. То есть мы можем рассматривать эти идеи и нормы как нечто отдельное от нас, выбирать, соответствовать им или нет, осознавая, что есть разница между нами и этими идеями, что мы не обязаны воплощать все эти предписания своими жизнями и страдать, если не смогли просоответствовать чему-либо.

Ваша Н.

Поблагодарить автора можно тут.