— Живёт себе долго семья под одной крышей, решает общие вопросы, воспитывает общих детей. И вот вдруг отец семейства на старости лет решает жить один отдельно и забывает о взрослых детях. Как такое могло случиться и как можно добровольно отказываться от своих достижений (семьи, детей, внуков) ?
— О, когда человек вдруг оказывается в жизненном кризисе, ему на ум вполне может прийти неожиданная мысль типа «всё, что было до этого, радости мне особой не принесло — видимо я делаю что-то не так». И тогда он легко может обесценить (для себя, прежде всего) то, что было и что делал до этого. А если он еще и держал себя всё это предыдущее время в состоянии «сжатой пружины», то когда силы сжимать эту пружину иссякают — она со звоном разжимается, и человек может принять решения, которые встречают острое непонимание со стороны всех близких и знакомых.
К сожалению, поскольку многие люди прикладной психологией не занимаются и слушать себя не учатся, подобное бывает чаще, чем хотелось бы. Если бы он:
— давно и привычно руководствовался бы принципом «ориентируюсь на собственную радость»,
— знал, что в этой жизни дарит ему особенно сильное счастье, и воплощал бы это в своей реальности,
— если бы, строя отношения с женой, детьми и другими близкими, умел отстоять свои интересы и границы, не порушив при этом полезные отношения, и всегда обсуждал то, чем он не вполне доволен, в открытом диалоге,
то подобного эффекта «неожиданной пружины» мог бы избежать или смог бы очень сильно этот эффект сгладить.
Личностный кризис (особенно острый) чаще всего возникает из-за того, что человек терпел-терпел, да и не вытерпел. А вот почему и в чем именно терпел — это уже вопрос отдельный, и расследовать его нужно детально вместе с самим человеком.
- Денис, а такой жизненный кризис может случиться даже после более 40 лет семейной жизни? Как возможно было столько терпеть?
- А какого года рождения этот человек?
- Уже пенсионер.
- Ну, так это люди старой закалки, которым говорили «вот как хошь, но семью — береги». Этих людей не воспитывали в духе «ориентируйся на собственную радость». Это в то время считалось «постыдным эгоизмом», и выжигать такой эгоизм нужно было каленым железом. Поэтому любые даже мельком пробежавшие в голове мысли про «а что-то мне как-то не очень хорошо» должны были привычным взмахом кнута прогоняться прочь, особенно у мужчин. Мужчины что? — Правильно, не плачут. А еще — терпят, заботятся о семье, не гуляют налево и делают все, чтобы никто из соседей ничего дурного про семью сказать не мог. И вот — программа выполнена: семьей жили, детей вырастили, хозяйство подняли, и теперь можно и на покой. И в таком случае — да, человек может сказать «все, терпел сколько нужно было — а теперь могу и для себя пожить». И начинает жить. Быть может, это его первый опыт жизни так, как он сам хочет. И хорошо еще, если он правда это про себя понял и решил не просто помирать «лапки кверху», а правда попробовать. На это нужна смелость. А мог бы, как другие, либо спиться, либо и дальше терпеть, до упора. До инфаркта, например.
— Кстати, да, пожить для себя. Мама этого человека была очень сильной контролирующей женщиной, которая передала его в руки такой же контролирующей жены. Наверное, последний шанс пожить так, как хочется. Правда, со стороны все выглядит как эгоцентризм. Мне ещё напоминает ситуацию, когда спортсмен-олимпиец пробежал эстафету и заслужил золотую медаль, но на вручении неожиданно отказывается от неё. То есть ты видишь такую ситуацию вполне закономерной?
- Да, и со спортсменами такое может происходить, да :) В каждой похожей ситуации, когда человеку сначала внушили необходимость отказаться от собственной радости ради каких-то рекордов и «высоких целей», потом через эту манипуляцию выжали из этого человека все соки, а на финише этот человек вдруг понял, что ожидаемой радости нет — да, в таком случае люди очень часто могут в сердцах все бросить и на всё плюнуть. В самом деле, это самая настоящая «подстава» и есть. Я понимаю человека, который многие десятилетия горбатился для какой-то призрачной «великой цели», пропуская всю радость жизни мимо, а потом вдруг понимает, что все это было пустышкой (в плане радости) и в могилу ты эти «достижения» не возьмёшь. Тут уж захочешь резко всё поменять, в самом деле :)
Более того, очень многие люди так и умирают с последней мыслью о том, что все это было зря. То есть даже не успевают попробовать другой способ, не успевают «взбунтоваться» и пожить по-своему, нащупав свой путь, свой способ достижения счастья и радости в противовес тем способам, которые им втюхивали с самого детства ради достижения каких-то там «медалек».
И поэтому когда я вижу человека, который пусть и на старости лет, но все же решается на эксперимент, я за него даже рад: хорошо, когда можно взять и попробовать. И пусть все вокруг считают его «эгоцентриком» (как в пословице: эгоист — это тот, кто заботится не обо мне :)). Что-то мне подсказывает, что на этом этапе жизненного кризиса этому человеку уже глубоко наплевать на то, что и кто о нем скажет. Когда чуть не просрал жизнь — что может быть страшнее этого? :)
А самое интересное, что те, кто обзывается в этом случае на человека «эгоцентриком», тоже ведь чаще всего думают не о нем и о его благе, а о себе родимых: хочется, чтобы родной человек был рядом, был предсказуемым и выдавал те же плюшки, что и раньше. А то смотри чего удумал: вдруг решил жить не так, как предписано, и не так, как мы от него ожидаем. Чудик! Ну, точно, эгоцентрик :) Не то что мы, праведные люди :)