Завод «АЛТАЙЛЕСМАШ» — промышленное предприятие по серийному производству и продаже гусеничной техники, запасных частей для различных отраслей промышленности: нефтегазовой, геологоразведывательной, лесной, сельского хозяйства, энергетической, в том числе и для предприятий по строительству и ремонту высоковольтных линий электропередач и магистральных трубопроводов. О том, как предприятие развивалось и преодолевало различные кризисы, «Автографу» рассказал директор и собственник завода – Евгений Куксин.
Ваше предприятие не является наследием советской промышленности, вы начинали все с нуля. Расскажите, как это было?
Этим видом деятельности мы занимаемся с 1998 года. Сначала мы покупали технику, ремонтировали ее и продавали, потом брали в аренду и проводили капитальный ремонт. И вот в 2003 году у нас появилось 2200 квадратов площади, которую начали осваивать как производственную. А когда в 2004 году была приобретена конструкторская разработка Красноишенскокого РМЗ со всеми чертежами, мы стали обрастать инженерными кадрами, много сотрудничали с институтами (Алтайский Государственный технический университет им. И.И. Ползунова, Саратовский ГАУ), МИНПРОМТОРГом и иными организациями и следующим шагом стала сертификация/ декларирование нашей продукции. В 2005-м мы приступили к опытным партиям и через пять лет уже выпустили партию в 100 машин. В целом, с того времени мы произвели более 1500 единиц техники. В кризисы это было 90-120 машин в год, в более спокойное время – около 170, в этом году планируем выйти на выпуск 200 штук.
Как кризисы влияли на развитие вашего предприятия?
Кризисные ситуации способствуют развитию: если все идет стабильно, без проблем, то мы успокаиваемся, а если успокаиваемся, то «умираем». Кризисы заставляют нас активизироваться, мы начинаем искать выходы, ищем новые направления развития. Я помню восьмой год, тринадцатый – все это были сложные периоды, но мы вышли из них более сильными. С 2003 года у нас проходило становление предприятия, было много ручного труда, мы работали на оборудовании, которое требовало постоянного ремонта. И тут грянул 2008 год… Мы поняли, что нам нужно оборудование, ускорявшее бы все процессы, на котором можно было бы получить лучшие результаты. Мы начали потихоньку модернизировать производство – купили лазерное оборудование, оборудование плазменной резки, гибочные станки, приобретали оборудование в лизинг. Все это дало возможность увеличить скорость производства, качество и расширило потенциал людей – они осваивали современное оборудование, повышали свою квалификацию. Так что, кризисы я не люблю, конечно, но смотрю на них как на новые возможности.
Импортозамещение – одна из актуальных тем сегодня, но говорить об этом начали еще несколько лет назад. Как вы решаете проблемы, связанные с импортом?
Некоторых направлений у нас хоть пять лет назад, хоть сейчас как не было, так и нет пока. Например, производства мобильной гидравлики, редукторов хода, шестерен. Но проблема постоянно обсуждается на самом высоком уровне в стране, давно есть понимание, что надо что-то делать. Для нашего завода это касается только конструкторских решений. Если говорить об изготовлении техники, то тут мы в состоянии справиться сами: мы ищем и находим возможности, никогда не останавливаемся на достигнутом.
Какова география продаж вашей продукции?
География обширная. Если посмотреть на карту России, то вся северная часть — от Карелии до Дальнего востока. Мы производим технику для нефтегазовой, геологоразведочной, общестроительной отраслей. Лесные машины занимают незначительный объем, но даже их, например, трелевочные трактора могут использовать для перевозки бетонных опор. Мы сотрудничаем со многими российскими заводами, оборудование которых устанавливается на нашу технику, это могут быть кабины, буры, автокраны, подъемники и многое другое.
Скоро в Алтайском крае пройдет «День поля». Какие новинки вы подготовили для аграриев?
Для аграрного комплекса у нас есть новинка — гусеничный трактор сельскохозяйственного назначения ТЛ-4 (ТЛС-5 Барнаулец). Задняя и передняя навесные системы позволяют агрегатировать трактор с различным оборудованием. Ходовая часть — с серийных машин, все остальное – наша собственная разработка. У нас активно приобретают ТЛС-5 покупатели из Саратова, Волгограда, Самары, Челябинска. Всего уже произведено 40 штук. Техника отлично показала себя в эксплуатации. Новая модель будет представлена на «Дне поля».
Чем вы гордитесь больше всего в своей работе?
Я горжусь людьми, которые работают у нас, особенно теми, кто 20 лет с нами, это костяк, на котором все держится. У нас сейчас около 120 сотрудников. Конструкторское бюро – 12 человек, токарный механический участок — 22, слесарный — около 30 специалистов, 14 сварщиков, 15 подсобников, 20 человек — административный корпус. Потребность в специалистах сохраняется, нам требуется от 10 до 30 человек, в производстве всегда есть проблема с кадрами, и в большинстве случаев мы готовим их самостоятельно. Мы давно ввели практику: человек приходит разнорабочим, в первый месяц ему предлагают разные направления, он пробует, учится, выбирает, и мы смотрим, где у него лучше получается. Очень много у нас самоучек, которые здесь освоили токарное, фрезерное мастерство, стали сварщиками, слесарями. Такой курс молодого бойца у нас получился.
Как будет развиваться ваш завод дальше?
Мечта, которая преобразуется в план, такая: у нашего завода минимум 10 га земли, 30 тысяч квадратов производственных площадей, собственное литейное производство, выпуск хороших современных машин от 500 до 1000 штук в год. И все это реально! В сентябре мы закончим строительные работы на этой площадке. Зимой нам сдали два производственных участка, осенью будет готов третий. На этой площадке мы можем достичь объема в 300 машин, а что планируется на 2024-2025 годы, чтобы двигаться дальше- надо расширяться! Сейчас ведется работа по приобретению земли.
Текст: Жанна Михиенко, фото: Олег Укладов, Виталий Барабаш.