Около десяти лет в нашем регионе работает Центр поддержки экспорта некоммерческой организации «Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства» (ЦПЭ). Центр реализует государственные программы, призванные содействовать тем предприятиям, которые планируют (или уже осуществляют) продажу товаров за границу. В чем заключается это содействие? Специалисты Центра помогают найти иностранного покупателя, разработать или адаптировать сайт на иностранном языке, разместиться на международных электронных торговых площадках. Они сопровождают экспортный контракт на всех этапах, проводят международные бизнес-миссии, содействуют участию алтайских компаний в международных выставках, организуют маркетинговые исследования, образовательные курсы и семинары.
Центр начал работу в 2013 году, и за это время в Алтайском крае значительно увеличились объемы экспортных поставок, существенно расширилась территория рынков сбыта местной продукции. Что происходит в работе Центра сегодня: какие появились новые программы, как изменилась география экспорта и какие проблемы наиболее актуальны на текущий момент, — об этом журналу «Автограф» рассказали сотрудники Центра.
НОВАЯ УСЛУГА
В этом году появилась новая услуга – содействие предпринимателям в организации и осуществлении транспортировки экспортной продукции. Предусмотрено возмещение до 80% затрат в части оплаты транспортных расходов по территории Российской Федерации. Одно из основных условий для получения данной услуги — наличие заключенного экспортного контракта, предусматривающего обязанности по доставке товара иностранному покупателю.
ПОИСК КЛИЕНТОВ
Одна из самых популярных услуг во все времена работы Центра — поиск новых клиентов за рубежом. Сотрудничество предпринимателей с Центром настроено так, что компании не просто ждут, когда им найдут партнеров, а они сами готовы туда ехать, встречаться и вести активные переговоры. В этом активно помогают международные выставки и бизнес-миссии, интерес к которым постоянно растет. Такие мероприятия помогают экспортерам увидеть страну изнутри и понять ее специфику. Центр помогает грамотно выстроить стратегию участия в выставке и обозначить необходимый результат, — в этом случае поездка проходит максимально эффективно для предпринимателей, а затраты окупаются прибыльными контрактами.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
Одно из важных направлений работы центра – образовательные программы. Предприниматели, получившие качественные актуальные знания, способны самостоятельно решить множество задач связанных с экспортом. В 2021 году Центр вошел в число 15 регионов, реализующих пилотный проект по обучению «Экспортный стандарт для МСП». Другой проект — «Экспортный форсаж» — в этом году будет проводиться в третий раз. Эти программы рассчитаны на компании, которые уже являются участниками внешнеэкономической деятельности, кто умеет экспортировать, но хочет расширить свои знания, приобрести дополнительные компетенции и овладеть новыми практическими инструментами.
ЭКСПОРТНЫЕ ТОВАРЫ
Традиционно наибольшую долю в экспортных поставках малого и среднего бизнеса Алтайского края составляет продукция агропромышленного комплекса, лесоматериалы, а также сельскохозяйственная техника и оборудование. Из нашего региона также экспортируются косметическая продукция и БАДы. И это не случайно, Алтайский край – регион, богатый натуральным качественным сырьем для их производства. С сегодня, несмотря на происходящие события в мире, поставки не прекращаются. Происходит перестройка логистики, в каких-то случаях корректируются объемы поставок, но спрос на алтайскую продукцию остается стабильным.
АЗИАТСКИЙ ПОВОРОТ
По официальным данным Федеральной таможенной службы, предприятия Алтайского края в 2021 году осуществляли экспортные операции с 99 странами мира. Основными партнерами являются Казахстан, Китай, США, Узбекистан, Беларусь, Монголия, Латвия, Кыргызстан, Азербайджан, Иран. Необходимо отметить, что разворот в сторону азиатского рынка, который некоторые регионы только начинают совершать, в Алтайском крае произошел давно. Малый и средний бизнес региона всегда имел тесные торгово-экономические связи со странами Азии. Так, к примеру, за 2021 год 51,8% стоимостного объема экспорта обеспечила торговля с Республикой Казахстан и Китаем.
ВЕТЕР ПЕРЕМЕН
Безусловно, в условиях санкций ситуация с экспортом меняется. Компании подстраиваются под новые правила игры: ищут другие рынки сбыта продукции, выстраивают новые транспортные маршруты. Однако, в Центре поддержки экспорта некоммерческой организации «Алтайский фонд развития малого и среднего предпринимательства» уверены: экспорт в Алтайском крае есть, и будет развиваться.
Текст: Жанна Михиенко, фото: Антон Губанов.