Милосердие и сострадание — вот чем мы можем уподобиться Богу, а когда мы не имеем этого, то не имеем ничего.
Святитель Иоанн Златоуст
- Геронда, расскажи, что делать мне, если чувствую что сердце моё с каждым днем чёрствеет и становится похожим на камень. Как жить с этим жестокосердием?
- У тебя не жестокосердие, а "головосердие". Сейчас расскажу тебе, что это такое.
Сердце у тебя есть, но его заслоняет рассудочность. Оно как будто все собралось в голове и работает только она. Но ситуация эта не безнадежна - сердце ещё может заработать в полную силу.
Ты копируешь в себе европейский менталитет. Во всем что ты делаешь, ты становишься формально безукоризненным, ко всякому делу приступаешь с перфекционизмом. Не удивлюсь, если тебя очень хвалят на работе: приходишь минута в минуту, все что тебе поручено делаешь идеально. Если бы такое старание и такой подход к делу можно было бы приложить к духовной жизни, мы все жили бы как в раю. Проблема лишь в том, что европейский дух со своей рассудочностью ведёт нас не к Господу, а куда-то на Луну. Ты всю жизнь живёшь так, как будто служишь в светском учреждении. А Богу это не нужно. Богу простота нужна.
- А как её приобрести-то? Простоту?
- Погрузи себя в простоту Отечников и Патериков, для того чтобы познать ту духовную науку, которая возводит душу ввысь и восстанавливает ее силы.
Если уж совсем коротко - в наших действиях не должно быть нашего "я". Не следует нам искать покоя для самих себя. Стремиться в первую очередь нужно к тому, что заставляет думать о покое и благополучии другого человека. От этого рождается настоящий покой, и в человеке почивает Бог. В противном же случае работает один лишь рассудок и все остается плотским, человеческим.
Преподобный Паисий Святогорец