Им не суждено было встретиться: этих женщин разделяли века, сословия и образ жизни. Но все они остались в истории живописи как «Дамы в голубом».
Франсуа Буше. «Мадам де Помпадур», 1756. Старая пинакотека, Мюнхен
Жанна-Антуанетта Пуассон – дочь финансового спекулянта, принадлежавшая к самому низшему «третьему сословию», вошла в историю под именем мадам де Помпадур и стяжала славу одной из самых расточительных, умных, амбициозных королевских фавориток, власть которой не ограничивалась монаршим альковом: на протяжении двадцати лет она имела огромное влияние на государственные дела и, по сути, управляла Францией вместо ленивого и бездарного Людовика XV.
В 1725 году, когда девочке было 4 года, её отец разорился и бежал из Франции, оставив ребёнка на попечение финансисту Шарлю Франсуа Полю Ленорману де Турнему (ходили слухи, что он-то и являлся настоящим отцом малышки). Королевский администратор вырастил Жанну-Антуанетту, дал ей образование, подобающее девушке из аристократического круга – она пела, музицировала, рисовала, играла на сцене и декламировала.
Приёмный отец выбрал и жениха: им стал племянник и наследник Ленормана де Турнема Шарль Гийом д’Этиоль. Венчание молодых состоялось в 1741 году в парижской церкви Святого Евстафия. Девочка, родившаяся у супругов спустя три года, умерла в младенчестве, и все последующие роды заканчивались смертью младенцев.
Красивая, обладающая живым умом и неуёмным темпераментом, Жанна вовсе не собиралась вести унылую жизнь затворницы и хранительницы семейного очага. Она мало интересовалась мужем, всё время проводила в обществе блестящей светской молодёжи и быстро получила известность – аристократы искали знакомства с очаровательной молодой женщиной. Заметив это, старинный друг отца Жанны д’Этиоль банкир Жозеф Пари решил возвыситься за её счёт, а для этого – ввести красавицу в альков короля.
Момент подвернулся подходящий: Людовик XV только что потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору, скоропостижно скончавшуюся от горячки.
В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее Большого Версальского дворца был дан тисовый бал в честь бракосочетания старшего сына французского монарха – дофина Людовика Фердинанда. Жанна явилась на бал в костюме Дианы-охотницы, и вскоре придворные обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки, чьё лицо было скрыто маской.
Так начинался яркий роман, следствием которого стала практически абсолютная власть над Людовиком и благословенной Францией: их крошка Жанна на долгие годы зажала в маленьком крепком кулачке железной рукой в бархатной перчатке.
В распоряжение мадам д’Этиоль были предоставлены несколько комнат в Версале и целый штат фрейлин, а вскоре официальная фаворитка получила из царственных рук в дар усадьбу Помпадур и титул маркизы.
Даже когда через пять лет маркиза де Помпадур покинула спальню короля по совету медиков, она по-прежнему держала все нити правления в своих энергичных руках: сама подбирала сластолюбивому и развратному Людовику юных любовниц, ведала придворными балами и приёмами, лично давала разрешение на продвижения по службе.
За двадцать лет при дворе мадам де Помпадур истратила из казны на свои роскошные туалеты 350 035 ливров; коллекция драгоценностей насчитывала около 300 ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков.
Она скончалась в возрасте 42 лет, и царственный возлюбленный, не отличавшийся постоянством, не особенно горевал об этой утрате. Но блистательная маркиза осталась в памяти людской: существует красивая легенда, что именно форме губ прелестной фаворитки Людовика XV посвящена огранка «маркиз» (Marquise cut, Navette), используемая при обработке бриллиантов; бокалы-тюльпаны повторяют форму её груди, а высокие каблуки маркиза де Помпадур ввела в моду, поскольку была очень маленького роста. Наконец, именно ей принадлежит выражение «Après moi le déluge» – «После меня хоть потоп!», которым она отреагировала на получение королём известия о поражении при Росбахе.
Пабло Пикассо. «Сидящая женщина в голубом платье» («Femme assise, robe bleue»), 1939
На момент знакомства знаменитому основоположнику кубизма, предпочитавшему изображать трёхмерное тело в одной плоскости, было 54, голубоглазой французской фотохудожнице, снискавшей славу сюрреалистическими композициями – 29. Эпатажный испанец, получивший при крещении имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо снискал мировую известность как Пабло Пикассо, а дочь француженки из Турени и архитектора хорватского происхождения Генриетта Теодора Маркович, сократившая своё имя до истинно богемного Дора Маар, на 9 лет стала музой художника, моделью для одной из самых дорогих его картин и натурщицей для серии портретов, вошедших в историю творчества Пикассо как изображения «плачущей женщины».
Ей пришлось придумать целую комбинацию, чтобы привлечь внимание ветреного и магнетически обаятельного маэстро – ведь поначалу Пикассо не обратил на Дору никакого внимания. Усевшись за столик в любимом кафе художника Les Deux Magots, темноволосая дива играла перочинным ножом, молниеносно втыкая его в столешницу между расставленными пальцами руки. «Иногда она промахивалась, и между розами на ее чёрных перчатках появлялась капля крови». Расчёт оказался верным: ошеломлённый опасной игрой, Пикассо попросил отдать ему эти перчатки, а вскоре прославленный мэтр и утончённая француженка стали любовниками.
Пленительная Дора, обладавшая несомненным талантом, находилась в тени своего кумира. Она много фотографировала Пикассо, однако большинство из этих снимков так никогда и не были напечатаны. Для него же, напротив, возлюбленная стала источником вдохновения.
«Сидящая женщина в голубом платье» написана Пикассо в день его рождения – 25 октября 1939 года. Они с Дорой бежали из Парижа от нарастающего гула Второй мировой войны и поселились в Royan в Hôtel Du Tigre. Неподалёку в это же самое время жила давняя любовница и натурщица Пикассо Мари-Терез Вальтер, мать его дочери Майи. Всю жизнь страстный, чувственный и презирающий условности Пикассо разрывался между несколькими женщинами: был женат на одних, имел детей с другими – так было и в этом случае. В отличие от Мари-Терез, которая всегда оставалась для него тихой гаванью, а её объятия – нежным пристанищем, Дора с её необузданным темпераментом, умевшая отобразить «тревожную странность бытия» и «эстетику катастрофы», предстаёт на полотнах Пикассо конструкцией из острых углов и телесных обломков.
На вечерних торгах Christie's в Нью-Йорке 15 мая 2017 года картина ушла с молотка за баснословные 45 миллионов $. За шесть лет до этого, 21 июня 2011 года, портрет Доры был продан на аукционе Christie's в Лондоне за $29,1 млн.
Разрыв с Пикассо стал для Доры потрясением и поверг в глубокий душевный кризис: она вынуждена была пройти курс лечения в психиатрической клинике, затем последовали долгие годы затворничества в свой квартире, увлечение живописью и полное забвение.
Читайте также:🌏
Дора Маар скончалась 16 июля 1997 года в возрасте 89 лет. Через год портрет «Плачущая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков. Через два года, в 1999, состоялась ретроспективная выставка её живописных работ, высоко оценённая публикой и критикой.
Томас Гейнсборо. «Дама в голубом» (Portrait of a Lady in Blue), около 1780. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
До сих пор ведутся дискуссии, кто эта изысканная аристократка с напудренными волосами, взбитыми в высокую причёску, открывающую юное прелестное лицо с нежным румянцем и тёмными блестящими глазами, в которых резвятся огоньки. По одной из версий, на портрете изображена дочь британского адмирала Эдварда Боскауэна – Елизавета, в замужестве герцогиня де Бофор. Эта точка зрения не является бесспорной, однако принята за основу.
Художник написал «Даму в голубом» в пору наивысшего расцвета своего творчества. И действительно, живописная манера, рождённая кистью Гейнсборо, приковывает взгляд. Фигура молодой женщины, придерживающей одной рукой с браслетом, украшенным камеей, шёлковый шарф, кажется воздушной – как страусиные перья на её шляпке. И в то же время в портрете нет мертвенной парадности и напыщенности – напротив, незнакомка полна жизни, её весёлый нрав угадывается в лучезарной порхающей улыбке, мечтательном взгляде и голове, слегка наклонённой к плечу жестом бессознательного кокетства.
Картина была приобретена у прежнего владельца егермейстером Высочайшего двора, действительным статским советником Алексеем Захаровичем Хитрово для принадлежавшей ему частной коллекции английской портретной живописи. По завещанию коллекционера после его смерти в 1812 году всё собрание полотен было безвозмездно передано Эрмитажу.
«Дама в голубом» – единственное известное произведение Томаса Гейнсборо, находящееся в России.
Вас может заинтересовать:
Ранее:
Далее:
✅©ГалопомПоЕвропам
Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.