Найти тему
ГалопомПоЕвропам

«Дама в голубом»: шесть женщин, шесть судеб. Часть II. От экстравагантной музы Пикассо до любовницы французского монарха

Оглавление

Им не суждено было встретиться: этих женщин разделяли века, сословия и образ жизни. Но все они остались в истории живописи как «Дамы в голубом».

Франсуа Буше. «Мадам де Помпадур», 1756. Старая пинакотека, Мюнхен

-2

Жанна-Антуанетта Пуассон – дочь финансового спекулянта, принадлежавшая к самому низшему «третьему сословию», вошла в историю под именем мадам де Помпадур и стяжала славу одной из самых расточительных, умных, амбициозных королевских фавориток, власть которой не ограничивалась монаршим альковом: на протяжении двадцати лет она имела огромное влияние на государственные дела и, по сути, управляла Францией вместо ленивого и бездарного Людовика XV.

Морис Кантен де Латур. «Портрет Людовика XV», 1748
Морис Кантен де Латур. «Портрет Людовика XV», 1748

В 1725 году, когда девочке было 4 года, её отец разорился и бежал из Франции, оставив ребёнка на попечение финансисту Шарлю Франсуа Полю Ленорману де Турнему (ходили слухи, что он-то и являлся настоящим отцом малышки). Королевский администратор вырастил Жанну-Антуанетту, дал ей образование, подобающее девушке из аристократического круга – она пела, музицировала, рисовала, играла на сцене и декламировала.

Приёмный отец выбрал и жениха: им стал племянник и наследник Ленормана де Турнема Шарль Гийом д’Этиоль. Венчание молодых состоялось в 1741 году в парижской церкви Святого Евстафия. Девочка, родившаяся у супругов спустя три года, умерла в младенчестве, и все последующие роды заканчивались смертью младенцев.

Красивая, обладающая живым умом и неуёмным темпераментом, Жанна вовсе не собиралась вести унылую жизнь затворницы и хранительницы семейного очага. Она мало интересовалась мужем, всё время проводила в обществе блестящей светской молодёжи и быстро получила известность – аристократы искали знакомства с очаровательной молодой женщиной. Заметив это, старинный друг отца Жанны д’Этиоль банкир Жозеф Пари решил возвыситься за её счёт, а для этого – ввести красавицу в альков короля.

Франсуа Буше. «Портрет дамы» (ранее ошибочно назывался «Портрет мадам де Помпадур»), между 1760–1770. Портлендский художественный музей
Франсуа Буше. «Портрет дамы» (ранее ошибочно назывался «Портрет мадам де Помпадур»), между 1760–1770. Портлендский художественный музей

Момент подвернулся подходящий: Людовик XV только что потерял свою фаворитку герцогиню де Шатору, скоропостижно скончавшуюся от горячки.
В ночь с 25 на 26 февраля 1745 года в Зеркальной галерее Большого Версальского дворца был дан тисовый бал в честь бракосочетания старшего сына французского монарха – дофина Людовика Фердинанда. Жанна явилась на бал в костюме Дианы-охотницы, и вскоре придворные обратили внимание, что король не желает общаться ни с кем, кроме прекрасной незнакомки, чьё лицо было скрыто маской.

Так начинался яркий роман, следствием которого стала практически абсолютная власть над Людовиком и благословенной Францией: их крошка Жанна на долгие годы зажала в маленьком крепком кулачке железной рукой в бархатной перчатке.

В распоряжение мадам д’Этиоль были предоставлены несколько комнат в Версале и целый штат фрейлин, а вскоре официальная фаворитка получила из царственных рук в дар усадьбу Помпадур и титул маркизы.

Франсуа Буше. «Портрет мадам де Помпадур», 1759. Собрание Уоллеса, Лондон
Франсуа Буше. «Портрет мадам де Помпадур», 1759. Собрание Уоллеса, Лондон

Даже когда через пять лет маркиза де Помпадур покинула спальню короля по совету медиков, она по-прежнему держала все нити правления в своих энергичных руках: сама подбирала сластолюбивому и развратному Людовику юных любовниц, ведала придворными балами и приёмами, лично давала разрешение на продвижения по службе.

За двадцать лет при дворе мадам де Помпадур истратила из казны на свои роскошные туалеты 350 035 ливров; коллекция драгоценностей насчитывала около 300 ювелирных изделий, в том числе бриллиантовое колье стоимостью 9359 франков.

Она скончалась в возрасте 42 лет, и царственный возлюбленный, не отличавшийся постоянством, не особенно горевал об этой утрате. Но блистательная маркиза осталась в памяти людской: существует красивая легенда, что именно форме губ прелестной фаворитки Людовика XV посвящена огранка «маркиз» (Marquise cut, Navette), используемая при обработке бриллиантов; бокалы-тюльпаны повторяют форму её груди, а высокие каблуки маркиза де Помпадур ввела в моду, поскольку была очень маленького роста. Наконец, именно ей принадлежит выражение «Après moi le déluge» – «После меня хоть потоп!», которым она отреагировала на получение королём известия о поражении при Росбахе.

-6

Пабло Пикассо. «Сидящая женщина в голубом платье» («Femme assise, robe bleue»), 1939

-7

На момент знакомства знаменитому основоположнику кубизма, предпочитавшему изображать трёхмерное тело в одной плоскости, было 54, голубоглазой французской фотохудожнице, снискавшей славу сюрреалистическими композициями – 29. Эпатажный испанец, получивший при крещении имя Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис-и-Пикассо снискал мировую известность как Пабло Пикассо, а дочь француженки из Турени и архитектора хорватского происхождения Генриетта Теодора Маркович, сократившая своё имя до истинно богемного Дора Маар, на 9 лет стала музой художника, моделью для одной из самых дорогих его картин и натурщицей для серии портретов, вошедших в историю творчества Пикассо как изображения «плачущей женщины».

Пабло Пикассо и Дора Маар
Пабло Пикассо и Дора Маар

Ей пришлось придумать целую комбинацию, чтобы привлечь внимание ветреного и магнетически обаятельного маэстро – ведь поначалу Пикассо не обратил на Дору никакого внимания. Усевшись за столик в любимом кафе художника Les Deux Magots, темноволосая дива играла перочинным ножом, молниеносно втыкая его в столешницу между расставленными пальцами руки. «Иногда она промахивалась, и между розами на ее чёрных перчатках появлялась капля крови». Расчёт оказался верным: ошеломлённый опасной игрой, Пикассо попросил отдать ему эти перчатки, а вскоре прославленный мэтр и утончённая француженка стали любовниками.

Пленительная Дора, обладавшая несомненным талантом, находилась в тени своего кумира. Она много фотографировала Пикассо, однако большинство из этих снимков так никогда и не были напечатаны. Для него же, напротив, возлюбленная стала источником вдохновения.

Одна из фотокомпозиций Доры Маар
Одна из фотокомпозиций Доры Маар

«Сидящая женщина в голубом платье» написана Пикассо в день его рождения – 25 октября 1939 года. Они с Дорой бежали из Парижа от нарастающего гула Второй мировой войны и поселились в Royan в Hôtel Du Tigre. Неподалёку в это же самое время жила давняя любовница и натурщица Пикассо Мари-Терез Вальтер, мать его дочери Майи. Всю жизнь страстный, чувственный и презирающий условности Пикассо разрывался между несколькими женщинами: был женат на одних, имел детей с другими – так было и в этом случае. В отличие от Мари-Терез, которая всегда оставалась для него тихой гаванью, а её объятия – нежным пристанищем, Дора с её необузданным темпераментом, умевшая отобразить «тревожную странность бытия» и «эстетику катастрофы», предстаёт на полотнах Пикассо конструкцией из острых углов и телесных обломков.

На вечерних торгах Christie's в Нью-Йорке 15 мая 2017 года картина ушла с молотка за баснословные 45 миллионов $. За шесть лет до этого, 21 июня 2011 года, портрет Доры был продан на аукционе Christie's в Лондоне за $29,1 млн.

-10

Разрыв с Пикассо стал для Доры потрясением и поверг в глубокий душевный кризис: она вынуждена была пройти курс лечения в психиатрической клинике, затем последовали долгие годы затворничества в свой квартире, увлечение живописью и полное забвение.

Читайте также:🌏

Дора Маар скончалась 16 июля 1997 года в возрасте 89 лет. Через год портрет «Плачущая женщина» был продан на аукционе за 37 миллионов франков. Через два года, в 1999, состоялась ретроспективная выставка её живописных работ, высоко оценённая публикой и критикой.

Пабло Пикассо. «Плачущая женщина», 1937
Пабло Пикассо. «Плачущая женщина», 1937

Томас Гейнсборо. «Дама в голубом» (Portrait of a Lady in Blue), около 1780. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

-12

До сих пор ведутся дискуссии, кто эта изысканная аристократка с напудренными волосами, взбитыми в высокую причёску, открывающую юное прелестное лицо с нежным румянцем и тёмными блестящими глазами, в которых резвятся огоньки. По одной из версий, на портрете изображена дочь британского адмирала Эдварда Боскауэна – Елизавета, в замужестве герцогиня де Бофор. Эта точка зрения не является бесспорной, однако принята за основу.

Художник написал «Даму в голубом» в пору наивысшего расцвета своего творчества. И действительно, живописная манера, рождённая кистью Гейнсборо, приковывает взгляд. Фигура молодой женщины, придерживающей одной рукой с браслетом, украшенным камеей, шёлковый шарф, кажется воздушной – как страусиные перья на её шляпке. И в то же время в портрете нет мертвенной парадности и напыщенности – напротив, незнакомка полна жизни, её весёлый нрав угадывается в лучезарной порхающей улыбке, мечтательном взгляде и голове, слегка наклонённой к плечу жестом бессознательного кокетства.

Картина была приобретена у прежнего владельца егермейстером Высочайшего двора, действительным статским советником Алексеем Захаровичем Хитрово для принадлежавшей ему частной коллекции английской портретной живописи. По завещанию коллекционера после его смерти в 1812 году всё собрание полотен было безвозмездно передано Эрмитажу.

«Дама в голубом» – единственное известное произведение Томаса Гейнсборо, находящееся в России.

Карл Фёдорович Гун. «Портрет дамы в голубом» (Варвары Григорьевны Солдатенковой), 1873. Государственный музей искусств Узбекистана
Карл Фёдорович Гун. «Портрет дамы в голубом» (Варвары Григорьевны Солдатенковой), 1873. Государственный музей искусств Узбекистана

Вас может заинтересовать:

Ранее:

Далее:

Богиня из трущоб: как выросшая в непотребном доме простушка Нелл Гвин стала любимой фавориткой короля Англии
ГалопомПоЕвропам5 июля 2022

©ГалопомПоЕвропам

Все права защищены. Копирование материалов без указания источника запрещается.

Зинаида Серебрякова. «Портрет Е. Н. Гейденрейх в голубом», 1923. Екатерина Николаевна Гейденрейх – балерина, педагог; основатель и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища. 2 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде была арестована по доносу, осуждена на 10 лет с поражением в правах сроком на 5 лет и этапирована на Урал, в Усольский лагерь. 5 декабря 1942 была освобождена как инвалид и в 1943 году возобновила преподавательскую работу в Ленинградском хореографическом училище
Зинаида Серебрякова. «Портрет Е. Н. Гейденрейх в голубом», 1923. Екатерина Николаевна Гейденрейх – балерина, педагог; основатель и первый художественный руководитель Пермского хореографического училища. 2 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде была арестована по доносу, осуждена на 10 лет с поражением в правах сроком на 5 лет и этапирована на Урал, в Усольский лагерь. 5 декабря 1942 была освобождена как инвалид и в 1943 году возобновила преподавательскую работу в Ленинградском хореографическом училище
Федерико де Мадрасо. «Амалия Ллано, графиня Вильчес», 1853
Федерико де Мадрасо. «Амалия Ллано, графиня Вильчес», 1853
Giovanni Giani. «Девушка в голубом», 1922
Giovanni Giani. «Девушка в голубом», 1922
Жозеф Каро. «Переодевание», 1868
Жозеф Каро. «Переодевание», 1868