Одним из самых выдающихся в Санкт- Петербурге художественно-строительных заводов, как уверял альманах А.С. Шустова, изданный к 200-летию столицы, считался завод фирмы «Карл Винклер».
Основатель завода, инженер Карл Иванович Винклер, прибыл в 1872 году, в Петербург из Германии.
Первоначально Карл Винклер, работал инженером на небольшом заводе по изготовлению и подводке сантехники, водо и газопроводов. Предприятие принадлежало Густаву Тейфелю.
(Карл Густав Тейфель, Баварский подданный, спр. КН. СПб куп-ва за 1868 год записан как 2-й гильд. купец , газопроводчик; В.О. 10 л. д 17 наб. Мойки д.11, занимался подрядами).
Винклер был в восторге от русской столицы, но тотчас отметил отсутствие в ней кованых железных украшений, которыми славился и изобиловал его родной Нюрнберг.
Еще дома в Германии, Карл Винклер уже на первых своих рабочих местах и должностях познакомился с техникой ковки, в том числе и на практике.
В 1876 году у молодого человека возникла мысль стать предпринимателем и учредить фирму, которая выпускала бы продукцию на основе его собственных новых идей по художественно-строительным и слесарным работам.
По воспоминаниям потомков предпринимателя, уже 1 января 1876 года были раздуты кузнечные горны в его новой собственной слесарной мастерской находящейся в Симеоновском переулке, 7. В мастерской работало 4 подмастерья и 3 ученика.
Винклер уже тогда задался целью поставлять только хорошие изделия из кованного железа. Но поначалу мастерская занималась изготовлением труб для газа и водопровода.
Свой первый заказ на художественное изделие, фирма Винклера, получила «от соседа» – от цирка Чинизелли, находившегося поблизости от мастерской, через Фонтанку.
До Первой мировой войны на куполообразной крыше здания цирка был виден большой железный флагшток – изделие мастерской Винклера.
Эта работа обратила на себя внимание знатоков и спрос на подобные произведения, стал нарастать.
Маленькая мастерская стала слишком тесна и в 1879 году Винклер переводит ее в большое помещение на Вознесенском д.55. Там была устроена удобная кузница с 4-мя ковальными печами. В мастерской теперь работало от 50 до 70 человек. Часть рабочих была иностранцы, но было много и русских. При мастерской находилась чертежная, где под наблюдением самого Карла Винклера составлялись чертежи и рисунки проектов работ.
В 1882 году фирма «Карл Винклер» получила золотую медаль на Художественно-промышленной выставке в Москве.
На выставке 1882 года обращал на себя внимание высоко художественный павильон фирмы «Карл Винклер», выполненный из кованного железа. В павильоне были представлены образцы подсвечников и канделябров, люстра и столик в древнем стиле и пр. Пару канделябров приобрел великий князь Владимир Александрович.
К тому времени, фирма выполнила множество больших заказов и приобрела отличную репутацию.
Можно отметить такие заказы как: Сельскохозяйственный музей в Соляном городке, рисовальная школа барона Штиглица, работы в частных домах по Адмиралтейской набережной, в доме Громова и доме Кенига на Васильевском острове, дом фирмы Штоль и Шмит на Большой Мрской, дворец на Исаакиевской площади князя фон Лейхтенбергского, украшение часовни на месте гибели Александра II, ворота в здании Императорских конюшен, решетки к памятникам на кладбищах Петербурга и т.д.
Последующие выставки, в которых участвовала фирма, все более и более упрочняли славу первоклассного производителя художественных работ по металлу.
Рижская выставка 1883 года так сильно повлияла на увеличение заказов, что появилась необходимость еще одного переезда мастерской, теперь на Васильевский остров в д. №76 по 13 линии.
Так же Винклер принимал участие в Выставке садоводств в 1884 году в Петербурге, в 1886 году в Амстердаме, в 1888 в Копенгагене; в 1892 году на Электрической выставке в Петербурге; в 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, на ней получил право устанавливать на продукции завода изображение Российского герба.
Заказы в фирму приходили не только из Петербурга, но и со всей России.
Поступали не только частные заказы, но и казенные, а так же и от Императорского Двора.
Карл Винклер имел звание Поставщика Двора Его Императорского Величества.
В одном из своих писем сестре Карл Винклер писал: «У меня теперь много работы для частных покоев царя, так как его кабинет и его библиотека устраиваются в готическом стиле. Мы производим все с крепления (Beschläge) для дверей, окон и шкафов, люстр, канделябров и т.д. …даже для лампы над его письменными столом.»
Мастерская и завод Винклера внесли значительный вклад в строительство и архитектуру Петербурга.
Карл Винклер сотрудничал со многими архитекторами Петербурга. Упомянем таких маститых специалистов, как Г.Д. Грим, В.В. Шауб, И.С. Китнер, В.А. Шретер, Р.А. фон Гедеке, М.Е. Месмахер, К.К. Рахау и другие.
Карл Винклер, его жена и все дети имели немецкое подданство, но все равно после неожиданной кончины Карла Винклера в 1900 году все семейство осталось в С.-Петербурге, чтобы дальше продолжить дело всей его жизни.
Старший сын Вильгельм должен был стать заведующим фирмой. Для подготовки к этому делу сразу после окончания средней школы он был направлен в машиностроительную школу в г. Хаген, Вестфалия. Затем был волонтером на машиностроительном заводе Фрорип в г. Рейдт, Вестфалия. А перед смертью отца он уже 2 года работал добровольцем в Берлине, в фирме схожего профиля «Эдуард Пуле». Ремесленная выставка 1900 года в Петербурге дала ему возможность представить себя высшему обществу как нового руководителя и продолжателя дела своего отца.
Второй сын, Эдуард, по распоряжению Карла Винклера должен был нести ответственность за художественный дизайн изделий и посещал для этого Академию художеств в Нюрнберге Известнейшие работы завода «Карл Винклер».
Сын Отто должен был стать техническим директором, и поэтому до 1905 года он занимался в Политехникуме в г. Хемнице.
Фирма продолжала развиваться довольно успешно, объем проектов даже становился большим, чем во времена ее основателя. Словно в качестве моральной компенсации за то, что фирма не получила заказ на изготовление решетки Зимнего дворца, молодые предприниматели смогли реализовать проект по созданию всемирно известной решетки у Михайловского сада по проекту А.А. Парланда.
С этим же партнером, по совету историка В.В. Стасова, фирма создала ограждение для могилы композитора М.И. Глинки на кладбище Новодевичьего монастыря.
В 1900–1904 годах возникли такие знаменитые проекты, как магазин Елисеева на Невском проспекте (в сотрудничестве с Г.В. Барановским, любимым архитектором богатого русского купечества), а также заказ на железные конструкции, необходимые для реконструкции Почтамта.
Интересными заказами стали Гинекологический институт доктора Отта на Васильевском острове, дом Зингера на Невском проспекте (совместно с архитектором П.Ю. Сюзором и скульпторами А.Л. Обером и А.Г. Адамcоном), Дом Управления страхового общества России, великолепное здание дома Фаберже и т.д.
В 1904–1906 годах фирме «Карл Винклер» заказывали кованые решетки, балконы и другие художественные изделия М.Ф. Кшесинская для своего особняка на Каменноостровском проспекте, княгиня Клейнмихель и другие состоятельные дамы.
При Отто Винклере фирма искала и находила новых клиентов и вне столицы – на Украине, на Кавказе и даже во Владивостоке.
Вследствие жесткого давления конкурентов были освоены и новые отрасли бизнеса. Так, фирма стала и торговым домом для таких железных изделий, как лестницы системы «Joly».
Фирма получала заказы не только от двора, дворянства и архитекторов, но и тесно сотрудничала с промышленными предприятиями. Известными ее партнерами были Русское АО «Сименс-Шуккерт», русско-американская фирма «Треугольник», Общество «Нафта» братьев Нобель, Общество железопрокатного и проволочного завода, Санкт-Петербургский металлический завод.
Совместно с Металлическим заводом была выполнена работа – всемирно известная конструкция из стекла и стали – крыша ГУМа в Москве.
Клиентами фирмы Винклеров были также банки, в том числе Азовско-Донской банк на Большой Морской ул., Второе кредитное общество на Садовой ул., Волго-Камский банк и банк Credit Lyonnais –оба на Невском проспекте.
Известны заслуги фирмы в области мостостроения: при ее участии в городе создавались такие мосты, как Строгановский и Пантелеймоновский.
Решетки и другие кованые орнаменты были выполнены для синагоги, а также для последней построенной при царе церкви в память трехсотлетия дома Романовых (1913), находившейся неподалеку от Николаевского вокзала.
Другой интересной группой заказчиков были известные крупные магазины столицы. Кроме фасадных украшений дома Елисеева на Невском проспекте, украшения и специальные стальные жалюзи для предохранения магазинов от огня были заказаны Торговым домом «И.М. Мандль», Товариществом Оловянишникова с сыновьями, магазинами «Александр», «Яков и Иосиф Кон» на Невском проспекте, а так же Товариществом механического производства обуви.
Фирма поставляла металлические орнаменты для городского дома 34 Елены Ивановны Набоковой (Руковишниковой) на Большой Морской ул., 47, в котором 22 апреля 1899 года родился писатель Владимир Набоков.
Садовые скамейки произведенными на фирме «К. Винклер» стояли во многих парках и садах Петербурга, в частности они находились в Александровском парке.
Во время Первой мировой войны Отто Винклер погиб на фронте как солдат немецких войск. Вдова Карла Винклера и остальные члены их семьи были вынуждены вернуться в Германию.
Источники:
Барышников М. Н., Деловой мир России: Историко-биографический справочник. - С.-Петербург: Искусство-СПБ, Logos, 1998.
Документы жизни и деятельности семьи Нобель 1801 – 1932 Под ред. профессора А.И. Мелуа, Том 6, К. ВИНКЛЕР И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННО-СТРОИТЕЛЬНО-СЛЕСАРНЫЙ ЗАВОД «КАРЛ ВИНКЛЕР» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, Й. Хойслер , СПб, 2013г стр. 295
Отчет о Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве, под ред. В. П. Безобразова. - Санкт-Петербург, 1883-1884.
Справочные книги СПб купечества. 1865-1917гг
Шустов А.С. Санкт-Петербургское купечество и торгово-промышленные предприятия города С.-Петербурга к 200-летнему юбилею столицы. 1903.