Найти тему
Техника времени

ЧАЗа еще жив. Что сейчас выпускают на заводе автобусов Таджикистан

Все мы знаем автобусы ЛАЗ, ЛиАЗ, ПАЗ, но вот о продукции одного из самых секретных в своей отрасли предприятий — Чкаловского автобусного завода известно гораздо меньше. Самой массовой и известной обывателю моделью автобуса выехавшего из ворот предприятия стал «Таджикистан». Этот пассажирский транспорт можно было встретить в разных уголках нашей необъятной.

Такая секретность и малоизветсноть связана в первую очередь с расположением завода. Небольшой городок в Таджикистане под названием Чкаловск имел статус закрытого города. Именно там в 1960-ом году построили и запустили автобусный завод ЧАЗ. Продукция выпускаемая заводом имела вагонную компоновку и базировалась на уже готовых платформах и шасси. В основном это были базы ГАЗа и ЗиЛа. Линейку техники назвали Таджикистан.

По настоящему проявить себя предприятие смогло в очень сложный для страны момент. В 1986-ом году, когда грянула авария на Чернобыльской АЭС, именно специалисты ЧАЗ сумели в сжатые сроки снарядить два десятка автобусов, которые имели защиту от радиации, в них обеспечили герметичность и сделали принудительную вентиляцию. Такие автобусы защищенные свинцовыми листами предназначались для ликвидаторов аварии.

-2

Примерно в это же время, в конце восьмидесятых на предприятии начали работы над созданием собственного транспортного средства, которое должно было выйти под брендом ЧАЗ. Все что производил завод уже значительно устарело, по этой причине к разработке нового концепта привлекли специалистов из Львовского ВКЭИ. Достаточно быстро были разработаны два концепта, однако до прототипа дело дошло только в одном из них. А в серию и вовсе ничего не попало, до перестройки не успели, а дальше просто не нашлось средств.

Ну а дальше наступил распад государства и смутное время. Пережить его в прежнем виде, достаточно слабо известному предприятию было не суждено. Пытаясь как-то выехать, на территории завода организовали цех по ремонту троллейбусов, а так же начали заниматься сборкой прицепов. Так же под заказ занимаются мелкосерийным выпуском автобусов.

-3

В год получается собрать примерно пять машин. С такими темпами о завоевании каких-то рынков говорить конечно не приходится. Техника предлагаемая заводом уже основательно устаревшая и даже хорошая цена на нее не делает автобусы привлекательными в глазах покупателя.

Встречали такие автобусы Таджикистан? Может удалось прокатиться? Поделитсь в комментариях!