Неподалеку от восточного побережья Англии, всего в 12 морских милях от Саффолка, расположены весьма примечательные сооружения, которые представляют собой небольшие платформы, установленные на возвышающиеся над водой опоры. Эти конструкции, Форты Маунселла, не только отголоски войн, которые подходили вплотную к островитянам, но также и причина любопытного юридического феномена, относящегося ко второй половине XX века.
Из-за своего географического положения Англия всегда была вынуждена в первую очередь защищать свои берега. Поскольку #флот в этой стране имел первостепенное значение, оборонные проекты находились в ведении британского адмиралтейства, начиная с наполеоновских войн. К примеру, именно это ведомство курировало постройку ноу-хау своего времени — башен Мартелло.
🎁 Вступай в онлайн-сражения: wo.ws/zen_p0darok (подарок по ссылке)
К началу Первой мировой войны при немалом участии адмиралтейства появилась система Наб-Башен (Nab Tower), расположенных в Дуврском проливе. Они защищали транспортный трафик от немецких подводных лодок и располагались так, чтобы между ними можно было растянуть противолодочные сети, а кроме того, выступали в роли навигационных маяков. Всего было построено восемь таких башен, и некоторые из них дожили и до наших дней.
С началом Второй мировой войны Англия подверглась массовым налётам немецкой авиации, и для противодействия оборонительные сооружения вновь создавались на воде. Разработчик Гай Маунселл (Guy Anson Maunsell) предлагал не просто возвести ряд башен, а куда более масштабный проект. Он намеревался построить вдоль побережья целую сеть таких фортов, которые могли бы противостоять даже крупным кораблям Кригсмарине. Однако его идеи оказались нереализуемыми из-за сложности, дороговизны и недостатка времени. В конце концов удалось создать лишь некоторое количество башен ПВО, а также систему раннего оповещения о налётах.
Форты Маунселла выглядели следующим образом: платформы на затопленных понтонах поднимались на двух железобетонных башнях на высоту около 18 метров. При необходимости башни могли становиться ещё выше путём добавления дополнительных этажей. Также Маунселл спроектировал и морские форты, предназначавшиеся исключительно для ПВО. Расположенные на четырёх более тонких опорах, они размещались группой и объединялись мостиками для сообщения друг с другом. Такие группы сооружений были построены в Ливерпульской бухте, в устье Темзы, в доке Бромборо и на самой Темзе. Проект, который предполагал постройку ещё пяти подобных укреплений, так и не был реализован из-за нехватки средств и времени.
За время войны форты на Темзе и в её устье сбили 22 самолёта и около 30 немецких Фау-1. Форты Маунселла не только внесли весомый вклад в победу Англии в воздушных боях над Ла-Маншем, но и предотвратили бомбардировки прибрежных английских городов со стороны континента.
Тем не менее, после окончания войны форты законсервировали, как и многие ненужные в мирное время подобные конструкции, и частично демонтировали, а какие-то продолжали использовать в качестве навигационных маяков. Некоторые строения выглядели настолько необычно и примечательно, что стали излюбленным местом для киносъемок, а также источником вдохновения для художников, писателей и прочих творческих личностей. И всё же настоящую мировую известность эти сооружения получили в середине 60–х годов XX века.
В 1964 году несколько активистов запустили в радиоэфир станции, транслируя музыку в обход запрета правообладателей. Это были первые пиратские музыкальные станции, которые в те годы возникали по всей Великобритании и, за счёт своего неопределённого статуса, могли существовать долгое время. Пираты нового времени также заняли пустующие форты в устье Темзы, разместив там свою аппаратуру. Масштаб их деятельности был таков, что администрация лондонского порта неоднократно жаловалась на то, что «пираты» периодически перекрывают их радиоканал своим вещанием.
Размер заброшенных ПВО фортов Маунселла, а также их конструкция в виде стоящих рядом башен, соединённых мостами, делал их идеальными для радиостанций. Размещая свои антенны на максимально отстоящих друг от друга башнях, они снижали вероятность проблем с вещанием. Но, так или иначе, эту, всё же признанную незаконной деятельность прекратило правительство. В 1967 году, 18 августа королевские инженерные #войска заложили взрывчатку под опоры башен и предупредили находящихся там радиопиратов о необходимости покинуть форты. Вечером 21 августа заряды взорвались, уничтожив бетонные опоры, и почти вся надстройка обрушилась.
Однако это не остановило радиопиратов. Уже смекнув, что заброшенные башни — идеальное место для их деятельности, они заняли ещё одну, примерно в семи милях от восточного побережья Англии — HM Fort Roughs. Изначально она была занята Джеком Смуром и его дочерью, которые планировали транслировать свою радиостанцию — Wonderful Radio London. Однако в 1967 году их прогнал некто Пэдди Рой Бейтс (Patrick "Paddy" Roy Bates), который также планировал транслировать оттуда своё радио.
Однако решив, что радиостанция — это уже избито, он организовал ни много ни мало собственное государство! Объявил платформу суверенной и независимой от Англии территорией и назвал всё это Княжеством Силенд. Скорее всего, официальные власти не восприняли всерьёз происходящее, однако спустя год со стороны башен из огнестрельного оружия обстреляли рабочих, которые обслуживали навигационные маяки как раз рядом с платформой-государством.
Как заявлял глава самопровозглашенной страны Рой Бейтс, английские рабочие вошли в суверенные воды Силенда без разрешения, и в ответ он открыл предупредительный огонь. Из-за этого его вызвали в суд, обвинив в незаконном хранении оружия. Однако согласно законам того времени башня Силенда находилась вне суверенных вод Англии, а значит, в нейтральных водах. Дело было закрыто.
В 1975 году Бейтс ввёл конституцию Силенда, паспорт, валюту, гимн и национальный флаг. Несмотря на всё это, его микрогосударство не признавала ни одна #страна мира. Однако процессы в нём разворачивались как в настоящем государстве — в 1978 году в Силенде случилась попытка переворота. Так, Александр Ахенбах, называвший себя премьер-министром страны, не согласился с планами Бейтса организовать на платформе роскошное казино и отель. Он нанял несколько наёмников, которые попытались взять платформу штурмом на скоростных катерах, гидроциклах и вертолёте. Наёмники пленили сына Бейтса, Майкла. Однако он освободился и даже отбил платформу у наёмников при помощи ружья, спрятанного ранее его отцом. Ахенбаха, имевшего помимо немецкого гражданства также и паспорт Силенда, обвинили в измене и заключили под стражу на платформе.
Столь странная ситуация не осталась без внимания и в Германии, и в Лондоне, а позднее на Силенд отправился немецкий дипломат, который спустя несколько недель переговоров с Бейтсом договорился об освобождении Ахенбаха. Рой во всеуслышание объявил, что визит дипломата — это де-факто признание Германией суверенитета Силенда.
Несмотря на свой непризнанный статус, за годы после основания Силенд не раз оказывался в центре скандалов. Так, Ахенбах, после освобождения создал в Германии правительство Силенда в изгнании. Считается, что он ответственен за продажу большого количества паспортов Силенда, что в дальнейшем привело к созданию схем по отмыванию денег, а также посредством юридических уловок и сокрытию наркотрафика по всей Европе, а возможно и по всему миру.
На сегодняшний день постоянными жителями Силенда, по заявлениям Майкла Бейтса, являются всего два человека. Все прочие люди, так или иначе относящиеся к этому непризнанному микрогосударству, живут в других странах. В 1987 году Великобритания расширила свои территориальные воды, и теперь Силенд расположен внутри её территории. Таким образом, на данный момент шансы того, что платформу признают независимым государством, практически нулевые. Но, несмотря на это, статус хоть и непризнанного, но всё же государства продолжает приносить семье Бейтса немалую прибыль. Так, на башне в разное время размещались серверы различных пиратских групп. Некоторое время обсуждалась возможность продажи Силенда сайту The Pirate Bay — для размещения его серверов. Силенд на своём сайте торгует гражданством, а также титулами лордов и графов. Так что любой человек, способный заплатить не столь большую цену, может стать настоящим лордом. К несчастью, всего лишь на бумаге в непризнанной стране, так как в Совете Евросоюза неоднократно отвечали на вопрос о правах граждан Силенда, называя их документы —«фантазийными паспортами».
Материал подготовлен волонтёрской редакцией WoWs