Найти тему

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.9): МУДРОСТЬ ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ

Стих 5 открывает подраздел о «мудрости». В характерной для него манере Иаков подхватывает слово «недостаток» из предыдущего стиха в качестве связки, как он делал это раньше со словом «терпение» в стихах 3 и 4. Среди комментаторов нет единого мнения, считать ли этот отрывок новой темой или же частью более обширной темы «испытаний». Некоторые полагают, что Иаков просто нанизывает разные темы, как бусы на нить, и искать между ними связь бессмысленно. Однако более глубокий анализ всего раздела наводит на мысль о подчинённости 2–18 общей теме. В ст. 12 Иаков возвращается к теме испытаний (словно подводя итог). Поэтому лучше (и в том не будет греха) рассматривать подтемы мудрости и бедности в связи с испытаниями. Эта мысль выражена эллиптически и потому её следует понимать как следующее: если кому-то недостаёт мудрости чтобы увидеть ценность и возможность для духовного роста в испытаниях, как было сказано выше, ему следует обратиться к божественному источнику для обретения этой мудрости. Такому человеку следует просить о ней Бога.

«Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему. Но да просит с верой, нисколько не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не твёрд во всех путях своих» (Иак. 1:5-8).

Стих 5. Что есть мудрость? Это не просто знание. Знание приходит из опыта, особенно через откровение Божье и наше изучение и исследование его. Но можно быть «ходячей Библией» и при этом не быть мудрым. Она также не означает знание, полученное через непосредственное откровение. Именно в этом состоит ошибка Джозефа Смита, основателя мормонства. Он прочитал об этом обещании и решил молиться, чтобы ему было дано откровение, о получении которого он затем объявил. Мудрость — это здравый смысл при применении на практике принципов и заповедей, открытых в Божьем слове. Человек, который верит в Бога, который благоговеет перед Ним и позволяет Ему определять образ своей жизни, является мудрым, однако «глупец презирает наставления».

Евреи, как и многие другие народы Ближнего Востока, питали особый интерес к мудрым изречениям. В их литературе сложился особый жанр: писания мудрости. Однако основанием для литературы мудрости у евреев служило откровение Божьего слова. Обратите внимание, что в книге Притч, особенно в первых главах мудрость персонифицирована. Она говорит с человеком, чтобы сообщить ему, что есть благо для него. По словам Хорта, смысл слова в том, чтобы «насытить сердце и мысли тем, что необходимо для праведной жизни». Примерами литературы мудрости служат книги Притч, Псалмов, Иова, Екклесиаста, а также еврейские апокрифические книги Сираха и Мудрости Соломона. Иов, как и Иаков, считает, что мудрость нужна для того, чтобы приобрести правильное отношение к страданиям.

В каком-то смысле можно сказать, что тема мудрости является центральной в книге Иакова. Согласно Майору, Иаков придаёт ей такое же значение, какое Павел придаёт вере, Пётр — надежде, а Иоанн — любви. Более подробно о «мудрости, которая свыше» Иаков говорит в 3:13–18.

Иаков понимает, что во времена испытаний, независимо от того насколько хорошо христиане могут знать Божью волю, они столкнутся с такими обстоятельствами, которые потребуют от них быть «мудрыми, как змеи, и кроткими, как голуби». Он даёт ответ тем, кто испытывает недостаток в мудрости. Во всех сферах жизни христианин нуждается в мудрости, а также он должен помнить о том, что является её источником.

Источник мудрости — Бог, а инструмент её обретения — молитва. Обратите внимание, как слова Иакова перекликаются с Нагорной проповедью: «Просите — и дано будет вам» (Мф. 7:7). В еврейской литературе можно часто встретить мольбы о мудрости: 3 Цар. 3:5–15; 4:29–34; Прит. 2:6; Мудрость 7:7; 9:4.

Бог дал Соломону мудрость в ответ на его молитву. Никакой другой человек так и не достиг уровня мудрости, дарованной ему (3 Цар. 3:12). Бог всегда даёт мудрость всем, кто о ней просит, и даёт обильно. Слово, переведённое в Синодальной Библии как «просто», является многозначным. Иногда оно означает «без условий» или «не усложняя». В книге Варнавы 6:5 фраза «писать просто» означает писать понятно, не усложняя. Также это слово может означать «доброхотно» или «свободно», так как дар, по своей природе это то, что дают без принуждения. Ещё одно его значение — «щедро» (см. Современный Перевод, Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод). Сравните: 2 Кор. 8:2; 9:11; Рим. 12:8. «Чистое око» (Мф. 6:22; Лк. 11:34), возможно, означает «щедрое» в противовес «нечистому» или злому, «завистливому», жадному до чужого: Мф. 20:15; Мк. 7:22. Таким образом, здесь это слово может означать, что Бог щедр в Своих дарах, особенно в том, что касается мудрости. Будучи нашим Отцом, Бог знает, что и как давать сверх просимого. Поэтому человек, который желает, просит и стремится к мудрости через долготерпение и стойкость в разных жизненных обстоятельствах, обретёт её.

Интересно отметить, что в греческом тексте характеристика Бога, как «дающего», стоит в качестве прямого определения: «Да просит у дающего Бога». Сама природа Бога в том, чтобы давать, также как любить и прощать. Нам не нужно беспокоиться о том, как Бог даст нам эту мудрость. Нам нужно только просить, и Он даст.

Бог не упрекает того, кому Он даёт. Некоторые люди дают так, чтобы другие чувствовали себя перед ними в долгу. В книге Сираха есть отрывок, который раскрывает то, что имел в виду Иаков (вероятно, знакомый с ней): «Сын мой, не смешивай свои добрые дела с упрёком, и когда преподносишь дар, пусть слова твои не вызывают огорчения… Воистину, разве горькое слово не перечёркивает дар?.. и от дара, принесённого нехотя, глаза не блестят радостью» (Сирах 18:15–18). И снова в той же книге: «Не упрекай и не выговаривай, когда принёс дар» (41:22). Никто не рад подарку, который дают, выставляя напоказ свою щедрость.

Стих 6. Иисус сказал, что молиться необходимо с верой (Мк. 11:23). Молиться с верой означает молиться, полностью доверяя Богу и тому, как Он ответит на эту молитву. Мы должны не просто верить в существование Бога, но и в то, что «Он… ищущим Его воздаёт» (Евр. 11:6). В мире науки всегда были материалисты, сомневающиеся в силе Бога отвечать на молитвы. Но закон и порядок служат законодателю. Другие сомневаются в доброте Бога или Его желании благословлять нас. Разве не странно думать об Отце нашего Господа Иисуса Христа как о жестоком Боге? Нам нужно не «понимание» Божьих путей, действующих во вселенной, а вера и доверие к Богу.

Классическое значение глагола, переведённого как «сомневаться» — «разделять, проводить отличие, судить или спорить», однако в Новом Завете он появляется в значении «быть в разногласии с самим собой» (Мф. 21:21; Мк. 11:23; Рим. 4:20; 14:23; Иуд. 22; сравните: «сомневаясь» в Деян. 10:20). Пожалуй, вариант «колебаться» был бы более уместным, поскольку далее появляется образ морской волны, колеблемой ветром. Это «сомнение» указывает на то, что молящийся не доверяет Богу, не полагается на Него полностью. Это же слово Иаков использует в 2:4 и 4:3. Во втором случае оно означает нерешительность в выборе между дружбой с Богом и дружбой с миром.

Сомневающийся проситель непостоянен, подобно морской волне. Слово, переведённое как «волна», означает «вздымающиеся буруны, вал воды», выплёскивающийся на берег. Это слово встречается в Новом Завете только здесь и в Лк. 8:24 при описании бури на Галилейском море. Когда ветер гонит волну, поднимая её и бросая, она действительно неистовствует. Всё это создаёт картину неопределённости и непостоянства. Возможно, автор имел в виду, что когда такой человек молится, то в один момент он поднимается высоко на волне надежды, а в другой падает в пучину отчаяния и сомнений (срав. Еф. 4:13, 14).

Стихи 7, 8. Тот, кто не молится с верой, даже не должен думать что-либо получить. В фразе «такой человек» слышится некоторое презрение, словно понятия молитва и сомневающийся человек являются несовместимыми. Глагол, переведённый как «думает», использовался в Септуагинте (Быт. 37:7), где Иосиф рассказывал о своём сне.

Фраза «человек с двоящимися мыслями» («двоедушный человек»; Международное Библейское Общество, Новый Русский Перевод) появляется в Библии только в книге Иакова: здесь и в 4:8. Однако в поздней церковной литературе на греческом языке она встречается довольно часто либо в форме прилагательного, либо в форме глагола в значении «колебаться» или «двоедушествовать», либо в форме существительного в значении «сомнение, нерешительность, неуверенность». В 1 Климента 11:2 мы читаем: «Ибо сомневающиеся и неуверенные в силе Божией подлежат суду». В Дидахе упоминается о грехе двоемыслия или двоедушия как части пути, ведущего к гибели. Как уже было сказано, Иаков использует это слово ещё раз в 4:8, говоря о человеке, который одновременно служит и Богу, и миру. В обоих случаях изображён человек, который поступает так, словно у него одновременно два разных взгляда или два разных понимания (срав. Сирах 2:12, «Горе… грешнику, который идёт двумя путями»).

Сомневающийся человек не твёрд или мечется в нерешительности. В 3:8 Иаков использует это же слово, говоря о языке; он является «неудержимым» злом, то есть непрерывным, постоянным злом. В нашем стихе это слово содержит идею нестабильности, изменчивости и, как результат, ненадёжности. На такого человека нельзя положиться.

Фраза «во всех путях своих» означает во всём, что он делает. Взятое во множественном числе слово «путь» обычно означает поведение в целом (срав. Деян. 14:16 и Рим. 3:16). Его часто можно встретить в Ветхом Завете: Прит. 3:1 и 6; Пс. 9:26; Иер. 16:17. В 1:11 использовано другое слово, означающее «дела, занятия, устремления или замыслы». В Международном Библейском Обществе написано: «не уверенный во всём, что бы он ни делал», а в Современном Переводе: «непостоянен в своих поступках».

«Господь» в этом стихе, вероятно, Бог Отец, поскольку именно Его следует просить о мудрости. Однако в 5:14 это же слово, судя по всему, относится к Иисусу. Тот, кто молится, сомневаясь, может получить Божьи благословения естественным образом, но не как ответ на свои молитвы.

#библия #новыйзавет #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание #священныеписания #толкованиеновогозавета #библиянакаждыйдень #читатьбиблию