27 июня 1981 года на сцене БКЗ «Октябрьский» в Ленинграде состоялась премьера программы камерных балетов «Автографы». Три одноактных спектакля, вошедших в программу, не только открыли новые грани хореографического таланта Бориса Эйфмана, но и стали символическим завершением эпохи Аллы Осипенко — легендарной танцовщицы, работавшей в труппе с 1977 по 1982 год.
Молодой хореограф, работая со звездами советской балетной сцены Аллой Осипенко и Джоном Марковским, получил невероятный опыт: как профессиональный, так и жизненный. Он наблюдал за их непростыми, драматическими отношениями, бушующими страстями, разгоравшимися между ними. Именно они стали основным источником вдохновения для создания хореографических шедевров «Двухголосие» и «Идиот». Дуэт Осипенко и Марковского угадывался и в сюжете одноактного балета «Pro et Contra, или Контрапункт».
Спектакль поставлен на музыку IV и V частей «Кончерто-гроссо» Альфреда Шнитке, и эта партитура во многом определила характер постановки. Танцовщики двигались нервно, порывисто, следуя тревожным аккордам. Персонажи проходили трагический путь от любви к ненависти, что предопределяло трагический финал героини. Сергей Фокин, исполнивший «Pro et Contra, или Контрапункт» в премьерный вечер вместе с Викторией Гальдикас, вспоминает:
«Психологически очень сильная вещь: два человека и самовыражение их истории, их подсознания, два эгоиста, две индивидуальности, которые мучают друг друга».
Намек на отношения Осипенко и Марковского в этой постановке отмечали и другие танцовщики труппы:
«Контрапункт» — это отношения Джона Марковского и Аллы Осипенко, их каждодневная борьба друг с другом. Чисто житейская история — ссоры, драки людей, которые любят друг друга. Его злит ее привязанность, и он убегает. Она остается одна. В отчаянии она уходит из жизни, и он лишь свидетель ее ухода. Здесь разные трактовки взаимоотношений — эмоциональная, сексуальная и бытовая, разные судьбы людей», — рассказывает Рустам Куприев.
В этот же цикл вошел и другой, не менее трагический по своей сути балет — «Реквием балерине». Борис Эйфман сочинил его на музыку «Седьмой симфонии» Людвига ван Бетховена в благодарность Алле Осипенко, завершавшей свою карьеру.
«Реквием балерины» — мой последний балет. Я уходила, потому что возраст подпирал. Хотя фигура меня не предавала, но все равно я решила уйти… Помню, был случай — приехали, стали уговаривать, на что Джон тогда сказал: «А вы видели, как она плачет по ночам в подушку?» Надо решаться на это, я еще поздно решилась», — поделилась Алла Евгеньевна.
Постановка представляет собой внутренний монолог балерины, вспоминающей главные партии своей творческой биографии, своего гениального партнера (его исполнил не менее гениальный Марис Лиепа), в котором зрители узнают черты Джона Марковского. Героиня окружена мрачными виллисами, одетыми в траурные одежды, которые вот-вот поглотят балерину:
«Не сломленная и не побежденная, стоит танцовщица у рампы на коленях. Совсем рядом дышит зал, тысяча глаз прикована к замершей балерине. Рука ее тянется к подмосткам и гладит их с благоговением и нежностью. Уже не сдерживая своих чувств, актриса наклоняется и целует сцену, как целуют разве что родную землю, без которой нет жизни. Благодарный поклон зрительному залу, и... танцовщица сама идет к виллисам, в их безысходный круг. Черная масса смыкается, поглощая балерину, и через миг возносит ее неподвижное тело на поднятых руках...» (из книги Наталии Зозулиной «Алла Осипенко», 1987 г.)
Завершая свою карьеру в 1982 году, Алла Евгеньевна подарила свой головной убор к костюму Жар-птицы Валентине Морозовой, символически передавая ей титул примы труппы Бориса Эйфмана.
В программу «Автографы» также входила постановка «Игры» на музыку Антонио Вивальди. В этом камерном балете поднималась тема искусства, юношеских мечтаний и творческих поисков. Премьеру представили Валерий Михайловский, Валентина Морозова, Нина Занина, Виктор Кругликов, Кирилл Матвеев и Наталья Макова.
Через несколько месяцев после премьеры, 26 октября 1981 года в программу вошел еще одна постановка — «Познание». Одноактный балет, сочиненный на музыку «Адажио» Альбинони, появился совершенно случайно. Незадолго до запланированного представления в Ленинградской консерватории Алла Осипенко, танцевавшая «Реквием балерине», заболела и не могла участвовать в спектакле. Нужно было срочно искать замену. Борис Эйфман в рекордные сроки ставит «Познание» на Валерия Михайловского.
«Номер сольный, длинный — 8 минут. Он все хотел вырезать бег по кругу, боялся, что я не смогу выдержать, но я сказал, что тогда не будет нагнетания, что герой ищет и не находит, — вспоминает танцовщик. — Тут еще Лариса Луконина, художник, которая работала с нами на «Фигаро», притащила дерюгу, связанную из веревки, которой на почте перевязывали посылки. Потом я срывал ее с себя. В тот раз Альбинони шел третьим номером, никто не знал, как воспримется, что это будет… Но это был такой триумф!»
И в самом деле это было невероятное, поражающее зрелище. На сцену в свете прожектора вышли танцовщики, покачивающиеся из стороны в сторону, а затем из группы выделился юноша, чей выразительный танец прославлял естественность и свободу, полет души, который прославлял Борис Эйфман в своих балетах.
«Символичной видится мне созданная в начале 80-х миниатюра «Познание»: человек пытается вырваться из пут, связывающих его по рукам и ногам, отделиться от толпы. Но стоит ему сделать несколько самостоятельных шагов, как серая человеческая масса настигает его и снова затягивает в свои ряды, заставляя двигаться в унисон со всеми» (из книги Юлии Чурко «Борис Эйфман. Восхождение», 2005 г.).
Состав программы в разные годы варьировался. Так, например, в 1985-1986 гг. «Автографы» были сведены с циклом «Метаморфозы». В гастрольный вариант также входил балет «Двухголосие».