Найти тему
Алассея

В чём философский смысл фильмов ужасов? И как они связаны с детективами?

Я видела множество результатов опросов о любимых жанрах кино. Как правило, в них первую строчку занимает жанр хоррор, а вторую детектив. У двух этих жанров есть общая черта - они интригуют. И на этом их связь не заканчивается.

Хоррор и детектив - это две стороны одной медали. Они отражают современный мир, но диаметрально противоположным способом. Детектив описывает рациональную сторону мира, а хоррор иррациональную. Там, где бессилен самый лучший детектив, начинается хоррор.

Очень интересно, что всем известный Артур Конан Дойл, создатель самого главного детектива в литературе и кинематографе Шерлока Холмса, был сторонником спиритуализма и состоял в группе людей, пытавшихся с помощью современной техники зафиксировать эффекты спиритизма - левитацию предметов, потусторонние звуки и появления призраков. Он даже написал внушительную по объёму книгу "История спиритизма". Так что и в его жизни проявилось взаимное дополнение детектива и хоррора.

Хоррор тесно связан с темой смерти. Мы все не знаем, как мы умрём и это нас и пугает, и притягивает одновременно. Помните миф о том, как Медуза Горгона завораживала людей и это заканчивалось смертью для них? У фильмов ужасов такая же непреодолимая притягательность, они балансируют на грани между отвращением и запретным удовольствием.

"Голова Медузы" (Караваджо), конец XVI века
"Голова Медузы" (Караваджо), конец XVI века

А также не стоит забывать, что христианская культура прикована к теме смерти и страха Божьего. Смерть в христианстве - это граница между жизнью земной и жизнью небесной. Мученики принимают смерть с радостью, так как смерть на земле - начало жизни небесной.

Здесь мы подходим к вопросу о прекрасном и возвышенном. Такие категории предлагает нам выдающийся мыслитель Эдмунд Бёрк, чьи идеи сильно повлияли на Канта. Бёрк пишет:

"Всё, что каким-либо образом устроено так, что возбуждает идеи неудовольствия и опасности, другими словами, всё, что в какой-либо степени является ужасным или связано с предметами, внушающими ужас или подобие ужаса, является источником возвышенного; то есть вызывает самую сильную эмоцию, которую душа способна испытывать. Я говорю: самую сильную эмоцию, так как убежден, что идеи неудовольствия гораздо сильнее идей, возбуждаемых удовольствием".

Как мы видим, ещё в середине XVIII века были сформированы азы теории хоррора. Позже их развил Иммануил Кант. Он вслед за Бёрком разделил эстетический опыт на две категории - прекрасное и возвышенное.

Прекрасное рационально и ограничено работой нашего рассудка, понятиями и суждениями вкуса.

А возвышенное безгранично и грандиозно, оно может быть обнаружено в бесформенном. Мистика и монстры нарушают границы разумного, поэтому помогают переживать возвышенный эстетический опыт.

Эта идея позже была отражена в творчестве художников романтиков. Эстетика романтизма стала протестом против логичной и рациональной эстетики просвещения, которая привела к кровопролитной антимонархической революции во Франции. Романтики искали вдохновение в диких и необузданных стихиях, иррациональных и смертельно опасных. Человек на полотнах романтиков нужен только для того, чтобы показать его ничтожный масштаб и подчеркнуть, как мало в жизни рассудочного и как много стихийного.

Каспар Давид Фридрих "Странник над морем тумана", 1818 год
Каспар Давид Фридрих "Странник над морем тумана", 1818 год

Именно в те времена, когда самым популярным направлением в живописи был романтизм, происходили многочисленные русские дуэли. Осознавая всю нелепость идеи, мужчины участвовали в дуэлях, чтобы проявить себя как современных и выходящих за рамки ограничений разума, а потому возвышенных и благородных людей.

Киевский Олег "Дуэль", 1999 год. Скульптура из лабрадорита. Находится в парке "Музеон" около Новой Третьяковки.
Киевский Олег "Дуэль", 1999 год. Скульптура из лабрадорита. Находится в парке "Музеон" около Новой Третьяковки.

Недавно я написала стихотворение, которое как нельзя лучше отражает идеи романтической эпохи. Хочу с вами поделиться им:

-5

А что вам ближе - рациональные детективы или иррациональные фильмы ужасов?

#кино #ужасы #ужастики #фильмыужасов #страхи #страх #ужастик #философия #стихи #искусство