Актёр, исполнитель главных ролей в мини-сериалах “Лунный рыцарь” и “Сцены из супружеской жизни” рассказывает IndieWire о своих недавних творческих триумфах для телевидения в преддверии церемонии Emmy.
***
‘Having More Ownership of the Creative Gave Me More Energy Back’
То, что я получил больше контроля над своим творчеством, взамен дало мне больше энергии.
***
Оскар Айзек любит цитировать датского философа Сёрена Кьеркегора: “Тревога – это головокружение от свободы”. За последние два года Айзек усвоил это на собственном опыте, заставляя себя как актёра подвергаться эмоциональным перепадам в ролях.
С тех пор, как в 2013 году он дебютировал со своей первой главной ролью восприимчивого фолк-певца в фильме братьев Коэн “Внутри Льюина Дэвиса”/Inside Llewyn Davis (после ролей второго плана в “Sucker Punch” и “Drive”), он продемонстрировал поразительный диапазон. От учёного, который разработал модель девушки с искусственным интеллектом в “Из машины”/Ex Machina, и одиночки из ниоткуда в “Холодном расчёте” до героического По Дамерона в “Звёздных войнах”/Star Wars и герцога Лето Атрейдеса в “Дюне”/Dune, он, казалось бы, может делать всё, что угодно, как герой, злодей, любовник, гангстер или художник. Теперь у него есть выбор кино- и телепроектов, а его недавнее дерзкое решение привело к номинации на премию Emmy за лучшую мужскую роль не в одном, а в двух мини-сериалах: ремейке шведского мини-сериала Ингмара Бергмана 1973 года “Сцены из супружеской жизни" (HBO) с Джессикой Честейн, снятого Хагаем Леви, и "Лунный рыцарь”, первый сериал Marvel Disney Plus, основанный на персонаже, не появлявшемся на большом экране.
Что касается второго проекта, то это было захватывающе для Оскара Айзека: он смог изобрести образ супергероя для телеэкрана, которому не нужно возвращаться год за годом. После того, как шоураннер Джереми Слейтер показал ему сценарий двух эпизодов, Айзек углубился в комиксы Marvel и понял, что этот сложный и непредсказуемый многомерный персонаж интересен для изучения. Они могли сделать с ним всё, что угодно как творческие люди.
Он с удовольствием присоединился к своей коллеге из Джуллиард, Джессике Честейн (напарнице в фильме 2014 года “Самый жестокий год”/A Most Violent Year), в “Сценах из супружеской жизни”, в котором анализируется распад пары, а также режиссёр и сценарист позволяют себе вольность в смене движущей силы в сериале – решение о расставании принимает жена, а не муж, как у Бергмана.
Какая роль благоприятнее для получения награды? Скорее всего, интимные эмоциональные волны, которые создают в кадре Оскар Айзек в тандеме с Джессикой Честейн. В Венеции их трогательная сценка о любви на красной дорожке стала вирусной.
Но подвиг Айзека, сыгравшего невротического супергероя с диссоциативным расстройством личности (DID) в “Лунном рыцаре” – с множественными личностями, воюющими друг с другом, – также достоин премии Emmy.
Оскар Айзек живо помнит тот момент в Джуллиард, когда он впервые увидел Джессику Честейн на сцене в "Ромео и Джульетте" Шекспира. “Она была притягательной, я не мог отвести от неё глаз, напряжение и эмоциональная честность были потрясающими”, – сказал он в телефонном разговоре с журналистом IndieWire. “Она начала встречаться с моим другом. Джессика напомнила мне мою сестру, и мы начали много тусоваться вместе. Нам весело друг с другом. А ещё у нас есть общая творческая черта: Джессика из тех, кто подходил к работе схожим образом. Она помогла мне найти моего первого менеджера. После окончания школы мы стали ходить друг к другу на премьеры”.
Когда Хавьер Бардем выбыл из проекта “Самый жестокий год”, Джессика Честейн замолвила за Айзека слово, и его пригласили на прослушивание. ”Между нами была удивительная связь, взаимопонимание", - сказал он. “Мы обнаружили, что каждый из нас подталкивал друг друга, у нас было чувство игры. Это помогало нам разделять, когда мы говорим как наши персонажи или как Оскар и Джесс. Есть что-то особенное в том, чтобы быть вместе и так хорошо знать друг друга. Наша игра в кадре получилась искренней. И это видно со стороны”.
В “Сценах из супружеской жизни”/Scenes From a Marriage, где Оскар Айзек также выступал в качестве исполнительного продюсера, он играет Джонатана, профессора философии из еврейского колледжа, который влюблён в свою жену Миру (в исполнении Честейн), влиятельной бизнесвумен, которая ожидает, что её муж вдруг начнёт заправлять всем. “Она держит моего персонажа за яйца”, - сказал Айзек. “Джонатан понял это, ему комфортно, у него есть то, что ему нужно, он доволен своей ролью и ролью своей жены. Есть небольшое слепое пятно в том, где находится его партнёрша. Оно смещается и меняется. Это требовало реального ощущения присутствия, что, естественно, должно было произойти. Я знал, что она знает меня, знает мои уловки. Она видела, как я учился актёрскому мастерству. Она всегда заставит меня искать наиболее правдивый способ разыграть сцену, не приукрашивая, не расширяя масштаб, а оставляя её правдивой и честной, как требуется в данный момент”.
Айзек был первым утверждённым актёром, после встречи с шоураннером Хагаем Леви (сценарист сериала “Пациенты”/In Treatment) в феврале 2019 года по поводу его американского обновления “Сцен из супружеской жизни”. Как только Айзек покинул встречу, он написал Честейн по электронной почте – без предложения роли – сказав ей: “Я не могу представить, что сделаю это с кем-то, кроме тебя”. По его словам, Оскар Айзек хотел исследовать природу любви. “Я чувствовал, что это было что-то такое, чего я по-настоящему не исследовал ни в кино, ни в театре”. В конце концов Мишель Уильямс получила роль, но выбыла через несколько недель после начала съёмок по причинам, связанным с расписанием, а Честейн из-за пандемии была свободна. “Она прочитала сценарий, встретилась с Хагаем и присоединилась к проекту”.
В то время как “Сцены из супружеской жизни” могут показаться рискованной эмоциональной почвой, Айзек столкнулся с ещё большим вызовом в “Лунном рыцаре”/Moon Knight. “Риск был очень высок для меня в творческом плане, учитывая, где находился материал и все его неизвестные элементы”, – сказал он. “Я подтолкнул творческую команду и руководство Marvel (Кевина Файги и Гранта Кёртиса) поговорить о том, какой подход использовать. Мне было немного неохотно, но я жаждал углубиться в психологические истории и понять характер. Когда это случилось со мной, я увидел возможность делать то, что мне было интересно делать на большой сцене, почти захватив её. Можно было бы создать неизгладимого комического персонажа, а под ним было бы исследование того, как психика справляется с этим. Мы могли бы превратить происходящее в метафору этой внутренней жизни”.
После всей работы, которую Айзек вложил в сериал, ближе к концу съёмок Marvel предложила ему должность исполнительного продюсера. “Я наблюдал за каждым монтажом, делал заметки, участвовал в кастинге и музыкальном процессе, разбирал сценарий, диалоги”, – сказал он. “Это произошло органично, в некотором смысле это было принуждение. Я бы сказал, что чувствовал себя обязанным это сделать.”
Айзек устремлялся в неизвестность во время изнурительных семимесячных съёмок в Будапеште и пустыне в Акабе (Иордания). “Плохая версия могла бы быть такой плохой”, - сказал он. “Я знаю это. Но это было самое близкое к тому, что я когда-либо делал, это то, как сочинять и записывать музыку. Это становится личным выражением моей эстетики. То, что я получил больше контроля над своим творчеством, взамен дало мне больше энергии. С тех пор я не работал, а радовался творческому процессу”.
Понятная мысль. ”Лунный рыцарь" состоит из закрученных сюжетных узоров, узоров на узорах, это прямо-таки кошмар сценариста – выписать понятную линию с участием героя с расстройством идентичности. То, как актёры и съёмочная группа придерживались чётких временных рамок и персонажей, и Айзек, и актёр, играющий его заклятого врага, лидера культа и поклонника египетской богини Артура Хэрроу, в исполнении Итана Хоука, каждое воскресенье собирались вместе в свой выходной день с режиссёрами, сценаристами и другими актёрами, чтобы сесть за стол и прочитать сценарий. “Мы задавали вопросы и говорили именно о том, что мы видим и что происходит, когда мы там”, – сказал Айзек.
Сначала Оскар Айзек держал сутулого музейного египтолога Стивена Гранта, чей британский акцент был вдохновлен Питером Селлерсом, отдельно от более высокого альтер-эго Марка Спектора, самоуверенного меткого американского наёмника. А далее по сюжету он переключался между ними внутри сцен. В поистине прекрасном пятом эпизоде, в котором фигурировали четыре версии заглавного персонажа и египетский бог Хонсу, ему на помощь пришёл родной брат, Майкл Эрнандес. “Стивен в настоящем наблюдает, как Марк становится Стивеном, это как круг за кругом. Технический микс и эмоциональный стресс были на таком экстремальном уровне, когда мы делали так много версий сцены. Когда я не был со своим братом, я играл с дублёром, и реплики звучали мне в ухо, а потом я повторял все это снова с точки зрения другого персонажа”.
Для “Сцен из супружеской жизни” Айзек и Честейн репетировали две недели заранее, внося незначительные изменения в сценарий для “нескольких моментов в эпизоде, которые не работают”, объяснил актёр. Они снимали в режиме реального времени. “Мы снимали в течение недели, а затем остановились на неделю из-за COVID. Мы с Джессикой продолжали репетировать и прогоняли реплики”. Они также снова посмотрели сериал Ингмара Бергмана “Сцены из супружеской жизни”/Scener ur ett äktenskap. “Хагай взял биографические элементы из своей собственной жизни, чтобы сделать современную американскую адаптацию. Когда мы терялись в диалоге и хотели узнать объективный замысел, мы возвращались к оригиналу и смотрели, как он изменился. Если бы оригинал был сильнее, мы бы вернулись к нему”.
Актёры снимали длинные 20-30-минутные дубли, в основном одной камерой, иногда двумя. ”Мы театральные создания", – сказал Айзек. “Мы влились в ритм истории. Мы знали свои реплики, мы включились в мучительную историю Джонатана и Миры. Мы смогли появиться и ничего не планировать. Это было самое доступное и не думающее о будущем, что когда-либо было у любого из нас. Мы синхронизированы, взаимодействуем друг с другом, как камертон, на одной и той же частоте. Мы вместе прошли через это, менялись и вносили изменения. Иногда дубли были совсем другими, они были такими длинными. Мы следовали сценарию в основном слово в слово”.
Для напряжённых сексуальных сцен актёры использовали координатора интимной близости. “Это доверие”, – сказал он. “Доверие случается. Хорошо, что так сложилось, что именно Джессика стала моей партнёршей на этом проекте. Мы знаем друг друга невероятно хорошо. Мы были заранее осведомлены о том, каковы были границы, если таковые вообще существовали. Тогда мы просто чувствовали друг друга и синхронизировались в этих ситуациях с хореографией сцены”.
Оскар Исаак Эрнандес Эстрада родился в городе Гватемала, государство Гватемала, в семье матери-гватемалки и отца-кубинца. Айзек полагался на Леви, который вырос в хасидской семье, чтобы исполнить роль еврейского профессора. “Было полезно поговорить с ним о его религиозном воспитании и представлениях о сексе, браке и морали”, – сказал Айзек. “Я также подключился к своему собственному религиозному воспитанию. Я вырос в евангельской семье, и у нас был похожий разговор об идее секса и брака и о том, что правильно делать”. Двое мужчин также ссылались на книгу Евы Иллуз “Конец любви: социология негативных отношений” (Eva Illouz “The End of Love: A Sociology of Negative Relations), в которой “соотносится влияние капитализма и свободного рынка с нашим представлением о том, что такое любовь.”
В конце “Сцен из супружеской жизни” Джонатан просыпается от кошмара. ”Он в шоке, – сказал актёр, – не уверен, что всё это значит“. У самого Айзека тоже нет никаких ответов. Но он знает, что пространство для творчества – это то, что ему нужно прямо сейчас: “Делать что-то, где я могу найти более сложные и запутанные задачи, и чувствовать что-то новое, чему можно научиться и выразить, – вот что руководит мной в последнее время. Дело не в размере, а скорее во вдохновении”.
Что далее: Оскар Айзек озвучивает Гомеса Аддамса в анимационном сериале “The Addams Family”, а также озвучивает ключевую роль в предстоящем фильме “Spider-Man: Across the Spider-Verse.”
Бен Стиллер режиссирует экранизацию по сценарию Эрика Рота “Лондон” на основе рассказа Ю Несбё, где для Оскара приготовлена главная роль. Также Айзек в восторге от пока безымянного сценария оскароносного драматурга и режиссёра Мартина Макдоны, в котором снимаются ветераны Макдоны Кристофер Уокен и Сэм Рокуэлл. “Это входит в план на следующий год” – поделился актёр.
У Айзек есть мечта сняться в роли бывшего супергероя в экранизации комикса Брайана К. Вона от Legendary. Есть также кое-что в работе с Джулианом Шнабелем, который снял Айзека в фильме “Ван Гог: На пороге вечности” в 2018 году.
***
Моя любимая фраза из интервью: We’re theater creatures❤️
Переведено (с) IndieWire
***
Ещё материалы о мини-сериале "Сцены из супружеской жизни":
Материалы о "Лунном рыцаре":
Обзор сериала
Интервью с Дональдом Моуэтом
Джереми Слейтер говорит о Джейке Локли
Художник по костюмам Меган Касперлик рассказывает, как создавали костюмы
Мэй Каламави рассказывает, каково это быть супергероем