Найти в Дзене

Меморандум о строительстве терминала высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург

Оглавление

Еще недавно это могло казаться фантастикой. Отправиться поездом с Московского вокзала в Санкт-Петербурге и через пару часов выйти на перрон Ленинградского вокзала в Москве. Но с развитием высокоскоростных железнодорожных магистралей в России это может стать реальностью. Высокоскоростная железнодорожная магистраль (ВСМ) – специализированная линия на железной дороге, подвижной состав на которой может достичь скорость до 400 км/час.

В настоящее время в качестве первого перспективного маршрута реализации проекта создания высокоскоростных и скоростных магистралей в России является направление между Москвой и Санкт-Петербургом. Выбранный маршрут обладает устойчивым пассажиропотоком, благоприятными демографическими и микроэкономическими показателями. Проект создания ВСМ Москва – Санкт-Петербург позволит связать стратегически важные экономические центры, объединив две столицы в единую агломерацию.

В эпоху активного развития технологий, ускоренного темпа жизни, когда время становится самым ценным ресурсом для общества, высокие скорости, сокращая время в пути и способствуя повышению транспортной мобильности населения, отвечают требованиям времени. Люди предпочитают, как можно быстрее оказаться в пункте назначения, а бизнес стремиться, как можно быстрее, доставить груз. Высокие скорости – большие возможности для всех: населения, бизнеса и государства.

Быстрые и комфортные деловые, туристические и частные перемещения с минимальным количеством пересадок на ВСМ будут способствовать формированию новых транспортных привычек, развитию деловых и общественных связей, когда жители и гости Петербурга и Москвы смогут планировать свою личную и профессиональную жизнь так, как будто это один город. И это коснётся не только жителей двух городов, это позволит каждому человеку из любой точки страны, а также гостям спланировать свои передвижения, используя ВСМ как транзитную магистраль, путешествуя по России. Проект ВСМ Москва – Санкт-Петербург, благодаря высокой скорости передвижения, будет способствовать повышению деловой и социальной активности. Появится возможность жить вдали от городской суеты, а учиться и работать в столице или региональном центре.

На территории, через которую будет проходить магистраль (г. Москва, Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области, г. Санкт – Петербург) проживает около 30 млн. человек, что составляет 20 % населения страны.

Максимальный пассажиропоток к 2030 году прогнозируется в объеме 23,3 миллионов человек в год, что в 5 раз превысит существующий пассажиропоток, осуществляемый поездами «Сапсан».

Минимальное время следования по маршруту Московский вокзал – Ленинградский вокзал без дополнительных остановок составит 2.15 минут. Количество поездов, имеющие дополнительные остановки по маршруту следования в том числе в границах агломераций, будет определяться исходя из текущих потребностей пассажиров.

Проект строительства ВСМ Москва – Санкт-Петербург является основой дальнейшего развития агломераций, предполагая объединение двух столиц.

Железнодорожный транспорт как фундамент развития агломераций

Характерным для каждой агломерации является её постоянное развитие, которое сопровождается ростом населения, увеличивающейся плотностью застройки и интеграцией со смежными населенными пунктами.

Развитие транспортной инфраструктуры, единая система которой обеспечивает бесперебойное функционирование всех городских структур, где важнейшим элементом является городской пассажирский транспорт, является решением одной из острых проблем активного развития агломераций. Совершенствование общественного транспорта и улично-дорожной сети – один из ключевых элементов формирования комфортной городской среды в агломерации.

Железнодорожный транспорт – это уникальный инструмент создания городской среды, повышающий мобильность жителей и играющий важную роль в формировании и развитии транспортной системы агломерации. При гармоничном взаимодействии с другими видами транспорта обеспечивается удобство и комфорт пассажиров.

Целью совместных программ ОАО «РЖД», правительств Петербурга и Москвы по развитию инфраструктурных проектов Санкт-Петербургского и Центрального транспортных узлов является интеграция новых средств передвижения и маршрутов в уже существующую транспортную систему, повышение привлекательности существующих видов пригородного пассажирского транспорта и увеличение пассажиропотока.

Развитие железнодорожного транспорта в качестве одного из ключевых видов городского транспорта Петербурга в рамках создания ВСМ Москва – Санкт-Петербург даст новый толчок не только изменению транспортной ситуации в Петербурге, но и изменению конфигурации самого города, развитию старых промышленных территорий. Эффективность внутригородских железнодорожных перевозок доказана на примере Москвы. Так, реализация программы развития железнодорожной инфраструктуры Центрального транспортного узла способствовала созданию разветвленной сети городского транспорта с небольшими интервалами движения, интеграции системы наземного пассажирского транспорта в городскую среду.

Интенсивное развитие приграничных районов Ленинградской области диктует новые условия использования железнодорожной инфраструктуры. В условиях растущего спроса на перемещения между субъектами также необходимо сохранить баланс между грузовым и пассажирским транспортом.

В рамках долгосрочной программы развития железнодорожной инфраструктуры в Санкт-Петербургском железнодорожном узле предусматривается вынос грузового транзитного движения за пределы города с целью увеличения перевозок грузов в направлении портов Северо-Западного региона, а также организации комфортного и современного пригородного и внутригородского пассажирского движения, в том числе создание ВСМ Москва – Санкт-Петербург.

Увеличив размеры движения пригородных и внутригородских поездов, сократятся интервалы их курсирования, а организация новых маршрутов будет способствовать снижению нагрузки на улично-дорожную сеть и сокращению времени следования пассажиров в пути.

Реконструкция существующей инфраструктуры Петербурга, строительство новых объектов и использование продуманной логистики позволит развести прибывающие и убывающие пассажиропотоки. При этом сложившийся архитектурный облик транспортных объектов, имеющих историческую ценность, сохранится.

Терминал ВСМ на Московском вокзале

Важнейшим аспектом проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург является отправление и прибытие поездов с Московского вокзала Санкт-Петербурга на Ленинградский вокзал в Москве. Размещение терминала в сердце города является решением главной задачи проекта – связь центров агломераций, что способствует сбалансированному развитию транспортных систем агломераций и повышению уровня комфорта пассажира на общественном транспорте – формированию бесшовной транспортной среды.

Для разгрузки существующих подходов к Московскому вокзалу рассматривается возможность строительства терминала ВСМ на территории складов Кокоревых с устройством привокзальной площади и улично-дорожной сети на территории бывшей шоколадной фабрики «Блигкен и Робинсон» с выходом не только на Лиговский проспект, но и через конкорс в направлении улицы Военная.

В составе терминала предусматривается конкорс, расположенный над путями Московского вокзала, обеспечивающий связь всех частей вокзала и прямой доступ к платформам.

Вид с Лиговского проспекта
Вид с Лиговского проспекта
Вид с улицы Черняховского
Вид с улицы Черняховского

Проект предусматривает приспособление, и включение в архитектуру терминала ВСМ исторических зданий складов Кокоревых, находящихся в зоне предполагаемой застройки. Такое решение, поддержанное Советом по сохранению культурного наследия, сохранит постройки исторического квартала, при этом, создаст новый облик территории, обеспечит образование нового общественно-делового кластера на прилегающих территориях.

-3

Технологическая часть станции Санкт-Петербург Главный включает 6 путей и 3 островных платформы, 2 из которых размещаются на территории платформ выносимого парка пригородного сообщения, одна в границах терминала на территории складов купцов Кокоревых.

Расположение путей и платформы ВСМ, а также размещение значительной части функций терминала в границах исторического квартала подарит новую жизнь сохранившимся сооружениям, станет новым центром транспортной инфраструктуры в г. Санкт-Петербурге, отвечающим новым потребностям жителей и гостей Северной столицы, совмещая инновационные решения с историческим наследием города.

-4
-5

Реализация проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург обеспечит надёжную и быструю железнодорожную связь центров столиц, ближайших городов и регионов, даст мультипликативный импульс всестороннему развитию территорий Петербургской агломерации.