Найти в Дзене
Дядя Миша

Середина лета.

Чуть было не забыл за всеми деловыми хлопотами. Середина лета ведь, Ивана Купала. Отмечают его, по правде, не слишком правильно – изначально ведь праздник посвящен настоящей середине лета, летнему солнцестоянию и самой короткой ночи в году. Именно тогда и цветет, по преданию, папоротник, да и многие другие чудесные вещи происходят. Но, может быть, это немного другой праздник. Как он у древних славян в дохристианские времена назывался – непонятно. А нынешнее название праздника связано с именем Иоанна Крестителя. Иоанн ведь водой смывал человеческие грехи, крестил водой. Это как нельзя лучше сошлось и со смыслом древнего языческого праздника: в нем тоже смываются водой и огнем все прегрешения прошлого года. Конечно же церковь хотела (как и в случае с большинством праздников церковного года) поставить празднование в честь христианского святого вместо чествования языческих богов. Но здесь вышло как-то не очень, с ног наголову. Вместо того, чтобы придать языческому празднику христианский см

Чуть было не забыл за всеми деловыми хлопотами. Середина лета ведь, Ивана Купала. Отмечают его, по правде, не слишком правильно – изначально ведь праздник посвящен настоящей середине лета, летнему солнцестоянию и самой короткой ночи в году. Именно тогда и цветет, по преданию, папоротник, да и многие другие чудесные вещи происходят.

Фото автора.
Фото автора.

Но, может быть, это немного другой праздник. Как он у древних славян в дохристианские времена назывался – непонятно. А нынешнее название праздника связано с именем Иоанна Крестителя. Иоанн ведь водой смывал человеческие грехи, крестил водой. Это как нельзя лучше сошлось и со смыслом древнего языческого праздника: в нем тоже смываются водой и огнем все прегрешения прошлого года. Конечно же церковь хотела (как и в случае с большинством праздников церковного года) поставить празднование в честь христианского святого вместо чествования языческих богов. Но здесь вышло как-то не очень, с ног наголову. Вместо того, чтобы придать языческому празднику христианский смысл, народ самого святого наделил вполне себе языческими чертами. И получилось, что теперь Иван Купала обрел совсем иной, древний смысл. И даже несмотря на то, что из-за перемены календарей день праздника сместился аж на 7 июля – все языческие традиции перешли на него.

В этот день разводят костры, надевают наряды из цветов, разводят костер с воткнутым в центре высоким шестом – символом Мирового Дерева. Конечно гадают, вычисляют ведьму – таковой считается любая не пришедшая на праздник женщина или девица, которая не смогла перепрыгнуть костер. И ищут цветок папоротника, который любые клады открыть может, вот только добра такой цветок, если верить Николаю Васильевичу Гоголю, христианской душе все равно не принесет.

А из совсем уж древних времен доносится до нас красивая легенда – про брата и сестру Купалу и Кострому, детей бога Огня и богини Ночи, ставших по неведению супругами в эту ночь. Не буду излагать эту легенду здесь – вы, конечно, можете найти её сами, она очень много говорит о представлениях наших предков о мире вокруг.

Смысл же христианского праздника – совсем другой. В этот день вспоминают о рождестве Иоанна Предтечи, или Иоанна Крестителя. Пророка, который был послан в мир чтобы возвестить о приходе Господа, Иисуса Христа. В этот день церковь вообще не рекомендует никаких шумных празднеств.

Поэтому правильнее, наверное, праздновать Купалу в день летнего солнцестояния. Который, правда, уже прошел. Но середина лета в самом разгаре – и дни, и ночи эти наполнены самыми настоящими чудесами. Чтобы удостовериться не надо даже костры жечь – достаточно пойти в напоенный летними ароматами лес, услышать кукушку, набрать душистых ягод. И вы точно почувствует летнее волшебство.

Это не волшебство весеннего пробуждения, когда все чисто и наивно. Это праздник зрелости, полноты жизни, осознания себя.

Прислушайтесь к летнему лесу и задайте ему свои самые сокровенные вопросы. Возможно именно сейчас пора искать ответы на них - это и есть настоящий цветок папоротника, открывающий сокровища.