Найти в Дзене

Чек-лист композиционных приемов в фотографии

На обложке мы намекнули, что композицию, на наш взгляд (неважно фотограф вы, визуальный художник, или дизайнер), нагляднее всего изучать на примере живописи. Поэтому мы собрали небольшой чек-лист с композиционными приемами, чтобы сделать процесс освоения мобильной фотографии быстрым и безболезненным. А когда вы натренируете композиционную железу, будет классно нарушить пару правил для тренировки уже креативной составляющей, но о ней позже. В общем, оперируя этими знаниями, вы сможете создавать сильные кадры. Итак, начнем! Краткий экскурс в историю искусств Само понятие композиции сложилось в какой-то осмысленный концепт в эпоху Возрождения и впервые подключило к изображению знания геометрии, перспективы и анатомии. Все это появилось в живописи Ренессанса: Первым художником, который совершил прорыв и придал изображению реалистичный объем, был флорентийский художник Джотто ди Бондоне. Затем случились Микеланджело, Тициан, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Реалистичность их работ остается ста

На обложке мы намекнули, что композицию, на наш взгляд (неважно фотограф вы, визуальный художник, или дизайнер), нагляднее всего изучать на примере живописи.

Поэтому мы собрали небольшой чек-лист с композиционными приемами, чтобы сделать процесс освоения мобильной фотографии быстрым и безболезненным.

А когда вы натренируете композиционную железу, будет классно нарушить пару правил для тренировки уже креативной составляющей, но о ней позже. В общем, оперируя этими знаниями, вы сможете создавать сильные кадры.

Итак, начнем!

Краткий экскурс в историю искусств

Само понятие композиции сложилось в какой-то осмысленный концепт в эпоху Возрождения и впервые подключило к изображению знания геометрии, перспективы и анатомии.

Все это появилось в живописи Ренессанса:

  • Глубина изображаемого пространства
  • Трехъярусное расположение пейзажа
  • Воздушная и линейная перспектива
  • Чередование горизонталей и вертикалей
  • Ритм
  • Противопоставление персонажей
  • Объем

Первым художником, который совершил прорыв и придал изображению реалистичный объем, был флорентийский художник Джотто ди Бондоне.

«Поцелуй Иуды», Джотто ди Бондоне, 1306
«Поцелуй Иуды», Джотто ди Бондоне, 1306
  • Композиция - динамичная
  • Ритм - колья и факелы + толпа
  • Управление вниманием на центр композиции через цвет и расположение объектов

Затем случились Микеланджело, Тициан, Рафаэль и Леонардо да Винчи. Реалистичность их работ остается стандартом и сегодня.

«Сотворение Адама», Микеланджело Буонарроти, ок. 1511 г.
«Сотворение Адама», Микеланджело Буонарроти, ок. 1511 г.
«Венера перед зеркалом», Тициан, ок. 1555 г.
«Венера перед зеркалом», Тициан, ок. 1555 г.
«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти, 1512—1513 гг.
«Сикстинская Мадонна», Рафаэль Санти, 1512—1513 гг.
«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи, 1489–1490 гг.
«Дама с горностаем», Леонардо да Винчи, 1489–1490 гг.

Сильно углубляться мы не будем, но напомним, что после Ренессанса были Барокко, Классицизм, Реализм, Романтизм, наконец Импрессионизм, Авангардизм и Модернизм. И все это время художники дополняли и совершенствовали передачу изображаемого, пока импрессионисты не решили, что «правила - это, конечно, важно, но мы хотим эксперементировать!» и стали планомерно нарушать все композиционные нормы вместе с художниками других направлений.

Экскурс закончен. Можем двигаться дальше!

Как мы выяснили, композиция — это, в первую очередь, управление вниманием зрителя.

Глобально вниманием зрителя можно управлять с помощью:

  • Цвета/света
  • Расположения объектов
  • Текста/символов/объектов в кадре

При создании кадра всегда нужно держать в голове эту мысль. И уже отталкиваясь от нее прибегать к другим приемам. Кстати их (приемов) огромное множество.

Композиционные приемы:

1. Золотое сечение/правило третей. Располагать центр композиции по отмеченным точкам на пересечении линий, или располагать центральный объект в красной точке:

-7
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

2. V-образная перспектива:

-9
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

3. Ритм:

-11
-12
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

4. Радиальная:

-14
-15
 https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

5. Золотое сечение/спираль Фибоначчи:

-17
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

6. Рамочная/Фрейм/Арочная. Это кадрирование внутри кадра, то есть создание четких рамок внутри композиции. Если внутри есть персонаж, этот прием тоже работает:

-19
 https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

7. Золотой треугольник:

-21
 https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

8. Баланс:

-23
 https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a
https://www.ippawards.com/?v=ebe021079e5a

На этом наш чек-лист подошел к концу, но не забывайте, что композиционных приемов в фотографии существует невероятное множество, и наша с вами задача узнать как можно больше и осваивать их на практике!

До встречи в следующих материалах!

Следите за нашими новыми материалами и подписывайтесь на наш основной канал в Телеграм и группу ВКонтакте!

Там вы можете скачать статьи в формате PDF, чтобы знания всегда были под рукой, а также получить порцию вдохновения и новых знаний
о топовых фотографах индустрии и истории фотографии!

#mobilephoto #мобильнаяфотография #туториал #чек-лист #композиция в кадре #онлайн-обучение #birchplus