Парламентские слушания: «Развитие системы высшего образования в Российской Федерации»
состоялись сегодня, 27.06.2022 в Государственной Думе.
Речь шла об отказе России от болонской системы и о возможной новой модели системы образования.
Министр образования и науки Фальков В.Н. обратил внимание на преимущества российского образования:
- всеобщее школьное образование
- фундаментальность отечественного высшего образования (нужно современное прочтение, ВУЗы сами должны определить содержание фундаментальности)
- сильные традиции (кое-где...)
В качестве принципов в основание новой системы образования, министр предложил положить, в частности, следующие:
- направленность образования на интересы страны
- открытость системы образования
- фундаментальность
- гикость, в т.ч. запрос на гибкость от работодателей, гибкость уровней образования - 4+2, 5+1, гибкость сроков получения образования, образовательных маршрутов, оперативность их изменения, гибкость ФГОСов (с введением моратория на их изменение)
практичность (формирование нужных умений и навыков, внедрение модулей компетенций)
Обратил министр внимание также на недопустимость обучения в магистратуре без базового образования соответствующего направлению программы магистратуры, за исключением отдельных направлений, в т.ч. при условии принятия такой возможности профессиональным сообществом.
Ректор МГУ им.Ломоносова Садовничий В.А. предложил три траектории высшего образования:
- специалитет 5 лет, одна квалификация
- специалитет 6 лет, с двумя квалификациями на выходе
- интергированная магистратура: непрерывная сквозная подготовка - бакалавр+магистр
- сохранение отдельного бакалавриата и отдельной магистратуры (нынешний вариант).
Судя по выступлениям, предложения ректора МГУ уже обсуждались ранее в вузовском сообществе и получили одобрение.