Жарким летом почему-то особенно приятно смотреть на морозные пейзажи. Ивана Айвазовского мы любим за выразительные морские виды, а ведь у него есть и чудесные образы зимы
Ованнес Айвазян (а именно так звали Айвазовского изначально) родился в Феодосии, на берегу моря. Вероятно, этим и объясняется его главный профессиональный интерес. Между тем, как всякого человека, живущего на югах, его всегда привлекали образы снежной зимы.
Один из наиболее ранних зимних образов в творчестве Айвазовского - вот этот "Зимний обоз в пути". В картине нет ярких красок, все построено на тончайших нюансах оттенков белого, а дальний план буквально тонет в снежной дымке. Настроение - умиротворение.
Если предыдущая работа была сделана маслом на холсте, то здесь перед нами карандашный рисунок. Посмотрите, какое виртуозное владение этой техникой демонстрирует Айвазовский, каким ощутимым морозцем веет от этих ветвей, покрытых инеем. Рисунок сделан на тонированной бумаге, что позволило достичь дополнительного почти живописного эффекта.
Еще один виртуозный рисунок, но уже совершенно иного настроения. Если в "Зимнем пейзаже" выше образ получился тихим и спокойным, то здесь есть ощущение некоей скрытой угрозы, что-то мистическое - в этих черных птицах, парящих над мельницей и навевающих ассоциации с готическим романом, особенно популярным в начале XIX века. Художник работал по памяти, но перед нами не скрупулезная фиксация какого-либо запомнившегося вида, но игра воображения, в которой реальное сочетается с выдумкой.
Среди морских пейзажей Айвазовского особенно впечатляют картины морского буйства, гигантских волн, разгула стихии. А его зимы, напротив, - умиротворенные: снежных бурь, метелей и буранов мы у этого художника не найдем.
Городские пейзажи художника ничуть не хуже природных. Но так или иначе, все его картины построены по одному и тому же принципу: основное внимание уделено величественному пейзажу, в котором люди - крошечные статисты. Такие маленькие фигурки, призванные подчеркнуть масштаб изображаемой сцены, придать ей нюансы и живость, называются стаффажем - от немецкого слова "staffieren" что переводится как "украшать картины фигурами".
По композиции зимние и морские виды часто тоже схожи. Посмотрите: две трети холста, а то и больше, занимает изображение неба, и только треть - земля или вода. Но однообразие только кажущееся, Айвазовский обладал даром варьировать сюжеты: художник написал более 6 тысяч картин (!) - удивительно плодовитый мастер. В этом плане его, кстати, сравнивали с Александром Дюма: мол, слишком быстро и слишком хорошо пишет.
Вот эта работа особенно любопытна, в ней совмещается маринистика и зимний пейзаж. Торговое судно почти застряло в ледяной воде, идет торопливая погрузка, а на дальнем плане разворачивается панорама зимнего города. Все полотно построено на серо-голубых холодных оттенках - от него почти ощутимо "веет холодком".
Айвазовский снискал славу при жизни, его имя не сходило со страниц журналов и газет. Его картины обожала как простая публика, так и императорский двор, а Николай I называл художника "царем моря". Оценили Айвазовского не только в России: "В Неаполе так полюбили нашего художника, что дом его целый день наполнен посетителями. Вельможи, поэты, ученые, художники и туристы... признают в нем гения. Даже король неаполитанский изъявил желание, через нашего посланника, графа Гурьева, увидеть русского художника и его чудесные картины. и купил у него картину, изображающую неаполитанский флот», - писала "Художественная газета".
#айвазовский #картина #живопись #море #маринист #русскоеискусство #зима #пейзаж
Понравился пост? Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал, впереди еще много интересного!