Найти тему

Вилюйск в белогвардейской осаде

Старинный город Вилюйск, раскинувшийся на живописных песчаных берегах древней северной реки, является свидетелем многих событий гражданской войны. Когда-то Вилюйск был культурным и торговым центром Якутской области.

В апреле 1922 года, 100 лет назад, началась осада города Вилюйска. Гражданская война. Была у каждого своя правда. Кто-то защищал привычный свой «мир», свою жизнь, которая была понятна и близка ему своими ценностями и духовными критериями… А кто-то верил в новое и сложил свою голову за это неведомое еще будущее – только что установленную Советскую власть, став бойцом зарождающейся Красной армии…

Следуя историческим фактам того времени, повстанцев, остатки царской гвардии и офицеров русской армии называем белыми, а бойцов и людей, защищавших интересы только что установленной советской власти – красными. Так понятнее и привычнее для меня – человека советского времени.

Середина марта. В пределах Вилюйского уезда начали действовать повстанческие отряды под общим командованием белогвардейского офицера ротмистра Семена Канина в Средневилюйской и Мастахской волостях и П.Т.Павлова, одного из богатых и знатных людей сунтарских земель, в Сунтарском и Хочинском волостях. У белых повстанцев была своя цель:

С.Канин, заняв Вилюйск, должен был соединиться с Павловым и выйти к Лене под Олекминском или в район Мухтуи, чтобы преградить частям Красной Армии, идущим из Иркутска, путь к Якутску.

Немного предыстории…

После захвата Якутска красным отрядом А.С.Рыдзинского в городе был создан Совет рабочих депутатов во главе с М.К.Аммосовым. Органы советской власти были образованы в городе Вилюйске, Нюрбинском, Сунтарском и других улусах.

В ноябре 1918 года советская власть была ликвидирована, и Якутия попала под власть правительства Колчака. В результате разгрома белогвардейских войск в Сибири и в конце 1919 – начале 1920 годов в Якутии вновь была восстановлена советская власть.

В сентябре 1921 года в Якутии вспыхнуло антисоветское восстание. Восставшие обратились за помощью к русским эмиграционным кругам в Харбине, откуда им на помощь был послан крупный белогвардейский отряд.

В группу бывших колчаковских офицеров входили: корнет В.А.Коробейников, капитан И.Ф.Толстоухов, капитан Н.В.Занфиров, прапорщик И.И.Шипков и др., ее возглавлял капитан И.Ф.Толстоухов. В Нелькане они организовали вооруженный повстанческий отряд.

В октябре 1921 года в Охотске и Аяне была ликвидирована Советская власть белым отрядом из Владивостока войскового старшины Бочкарева. Капитан И.Ф.Толстоухов, забрав пушнину в Нелькане с целью продажи для получения средств для отряда, уехал в Аян, оттуда на пароходе «Кишинев» во Владивосток, но в Якутию так и не вернулся.

После этого командование отрядом взял на себя корнет Василий Коробейников. В.А.Коробейников в марте 1922 года был назначен командовать Якутской Народной армией. Он направил по Вилюйско-Якутскому тракту штабс-ротмистра Канина с отрядом около ста человек с целью захватить Вилюйск и организовать мятеж по всему Вилюйскому уезду.

Проникновение мятежников в Вилюйский уезд началось со стороны Кобяйцев, где, по данным на 11-12 марта 1922 года, насчитывалось 30 белых. Они направились в сторону Вилюйска. 13-14 марта в четырех км от Хампы захватили почтальона, который вез пакет из улуса. Одновременно белые повстанцы появились и в Мастахском улусе в 80-ти км севернее города Вилюйска.

Военные действия начались с гибели двух борцов за советскую власть: милиционера Николая Добрецова и сотрудника ГПУ Бориса Турантаева, выехавших один за другим в разведку из Вилюйска по дороге на Якутск. Они стали первыми жертвами гражданской войны со стороны красных в Вилюйском уезде.

Военным комиссаром Вилюйского уезда, начальником гарнизона Вилюйска в те года был А.Н.Климов. До 27 марта 1922 года по его сведениям во всем уезде насчитывалось только 110 человек гарнизона, которые были дислоцированы: в Мастахе – 60, Средневилюйске – 23 и Вилюйске – 20. Возникли добровольческие дружины, но оружия не было. Военком Вилюйского уезда Климов, имея такие вооруженные силы, до 10 апреля пытался оказывать сопротивление мятежникам. Даже был направлен по Вилюйско-Якутскому тракту небольшой отряд, в большей части состоявший из добровольцев, навстречу белым. Отряд смог уничтожить разведчиков со стороны белых повстанцев.

Из Вилюйска красными три раза были направлены в сторону Якутска разведчики: из первой двойки один был убит, второй пропал без вести, следующая тройка тоже не вернулась, последняя четверка была убита противниками. Климов обратился через военкома соседнего Олекминского уезда И.И.Белова в центр – командующему Пятой армией оказать вилюйчанам помощь – направить войска и обеспечить оружием. Обращение было взято во внимание. В конце марта прибыл в Вилюйск отряд П.М.Беляева в количестве 60 человек из Олекминска – полувзвода 33-й роты 80-го дивизиона войск ГПУ.

В ночь на 1 апреля по Мастахскому тракту белые захватили почтовую станцию.

Было два неудачных наступления 7 и 9 апреля красных отрядов на занятое белыми село Балагачча. Красные потеряли более 20 человек, в том числе секретаря уездного бюро партийной организации Г.И.Бровина-Оегостурова, политрука Шведова, участника первой мировой войны, георгиевского кавалера милиционера И.А.Андросова.

С 11 апреля началось сосредоточение всех отрядов красных в Вилюйске для организации его обороны от белоповстанческих отрядов.

15 апреля 1922 года на территории нынешнего Вилюйского, а тогда Средневилюйского района появился отряд красных, во главе с командиром Снитко. Военные хотели пополнить запасы фуража и продовольствия за счет местных крестьян. Разведка доложила командиру Снитко о расположении отряда белоповстанцев в селе Хампа, а командир белых, бывший царский офицер Семен Канин завел на занятой территории свои порядки.

В Средневилюйской волости С.Канин упразднил ревкомы и создал волостной комиссариат, был назначен председателем Д.Сметанин, а также военно-следственную комиссию, в которую вошли Г.Н.Андреев (Маччааһай) – председатель, И.Осипов (Оҕонньоркоон), П.Н.Новиков (Тобукка), учитель А.С.Семенов и бывший секретарь управы учитель В.Н.Егоров.

Узнав, что Хампа занята отрядами С.Канина, отряд Снитко остановился у озера Туора Кюель и запросил помощь от штаба обороны города Вилюйска.

18 апреля был отправлен на помощь отряду Н.И.Снитко отряд В.Шатаева из 17 человек, который в местности Хохочой, в 40 верстах от Вилюйска, попал на засаду белых и был уничтожен. В живых остались только двое – красноармеец Н.Борисов и проводник отряда В.Сивцев. Это событие вошло в историю гражданской войны в Якутии как «Хохочойская трагедия».

Хочу немного подробнее остановиться на этом трагическом событии, которое произошло по какой-то халатности и, возможно, даже легкомысленности командования…

На выручку отряду Снитко отправилась группа из 17 добровольцев – старшеклассников Вилюйской школы, красноармейцев и местных жителей. Возглавил ее помощник начальника Вилюйского гарнизона Василий Шатаев. Как утверждают историки, на самом деле комсомольцев в группе было всего 11 человек – это восемь старшеклассников, двое рабочих и секретарь Тылгынинского ревкома. 17 апреля, торопясь на выручку, молодые люди совершили главную ошибку, впоследствии стоившую им жизни. Собираясь в дорогу, они тщательно упаковали оружие, крепко перевязали его кожаными ремнями к саням. Сев на лошадей и взяв проводника Сивцева из местных, группа отправилась на подмогу товарищам. У местности Сэттэминнээх отряд встал на ночевку и, отдохнув, взяли курс на алаас Хохочой, расположенный примерно в 40 верстах от Вилюйска.

Добрались туда ближе к ночи. Особо не заботились о своей безопасности, никого не отправили вперед на разведку, проверить обстановку на дороге. Проезжая мимо старого кладбища, расположенного на северной стороне алааса Хохочой, они попали в засаду отряда из 42 белоповстанцев, которым руководил Конон Никифоров.

Когда раздались первые выстрелы, большая часть группы Шатаева была убита или серьезно ранена. Те, кто остался в живых, растерялись.

И чтобы спастись, тщетно пытались взять привязанные к саням ружья. Некоторым даже удалось разрезать кожаные ремни, достать винтовки и сделать несколько выстрелов. Но показавшиеся из леса повстанцы сразу расстреляли их, раненых молодых красноармейцев добили ножами и топорами. А затем раздели, забрав теплые вещи, патронташи и оружие. После чего отряд Никифорова вновь скрылся в тайге. По рассказам старожилов, отряд Конона Никифорова отличался особой жестокостью, был грозой тех мест.

Спастись из смертельной засады удалось только проводнику Сивцеву, отлично знавшему эту местность, и тяжело раненному красноармейцу Борисову. Они добрались до Вилюйска и сообщили о случившемся своему начальству, по прибытии в город красноармеец Борисов умер от полученных ран.

Так погиб отряд юных комсомольцев. Молодых людей с почестями похоронили в братской могиле.

В 1936 году по инициативе участника Гражданской войны Руфа Кардашевского погибшему отряду был поставлен первый памятник в местности Хохочой, на месте трагедии.

Братская могила погибших в Хохочое находится почти в центре города Вилюйска, на площади, названной в честь комсомольцев-красноармейцев Комсомольской. В августе 2010 года площадь переименовали, Комсомольская площадь стала называться площадью Славы.

Такова была трагедия, унесшая жизни молодых людей, которые могли бы жить и жить…

20 апреля 1922 года в Вилюйске красными было объявлено осадное положение, а штаб обороны обратился к местным жителям с просьбой принять активное участие в сооружении оборонительных укреплений вокруг города.

21 апреля, несмотря на трагедию в Хохочое, отряд Н.И.Снитко сумел разгромить засаду белых, и, подобрав тела убитых бойцов отряда В.Шатаева, направился в Вилюйск на помощь участникам обороны города. По пути в город отряд Снитко заезжал в колонию прокаженных, расположенную в местности Хордогой, примерно в 11 км от Вилюйска. Вечером этого же дня главный врач лепрозория доктор Булкин эвакуировал коллектив и имущество колонии в Вилюйск. В колонии присматривать за больными остался только фельдшер М.И.Винокуров. В эти дни город усиленно стал готовиться к обороне, начались работы по сооружению оборонительных укреплений и рубка леса на восточной стороне города.

Утром 23 апреля доктор Булкин, находясь в Вилюйске, разговаривал по телефону с фельдшером Винокуровым. Вдруг связь прервалась. Спустя некоторое время раздался звонок, врач поднял трубку. Из колонии звонил командир 1-го антисоветского Вилюйского отряда Семен Канин и приказал позвать к телефону военкома Климова. Командир белоповстанцев ротмистр Канин объявил ультиматум защитникам города по телефону: сдаться без сопротивления. Обещал всем – и красным, и жителям города - неприкосновенность. На размышление дал два часа. Военком попросил пять. Ротмистр согласился. В течение пяти часов было закончено укрепление города, подготовлены окопы для стрельбы. По истечению срока ультиматума Климов позвонил Канину, пригласил со всем отрядом приехать в город: «Гробы для вас готовы. Если это вас не устраивает, тогда сдавайтесь, будете целы». Наступили два дня тягостного ожидания для защитников города. В Вилюйске находилось около 250 красноармейцев.

Получив дерзкий ответ, в ночь с 25 на 26 апреля во время сильного снегопада отряды белоповстанцев тремя колоннами в количестве 180 человек начали наступление на город. Бой длился 6 часов и утром белые, потеряв несколько человек, отступили. Со стороны защитников города погиб сын известного краеведа Петра Хрисанфовича Староватова 18-летний комсомолец Илья и двое были ранены.

С 25 апреля началась длительная осада Вилюйска белыми повстанцами. Белогвардейцы переехали из колонии прокаженных в местность Чондулу в 18 км от Вилюйска и обосновали там свой штаб.

В Чондулинском штабе Семен Канин создал военно-следственную комиссию: С.Канин – председатель, член-секретарь Ф.Гоголев и К.Никифоров.

По воспоминаниям чондулунцев, Семен Канин был не таким суровым, больше простой люд боялся жестокого Конона Никифорова. Канин бывал зол, когда выпивал, трезвый был молчалив и задумчив, часто смотрел вдаль, думал о чем-то своем. По некоторым данным, штабс-ротмистр Семен Григорьевич Канин был уроженцем села Кильдямцы, сыном русского торговца, участником первой мировой войны, говорил по-якутски.

Пока длилась осада, отряды Петра Говорова и Конона Никифорова совершали кровавые рейды в Верхневилюйскую волость. Они убивали ревкомовцев, коммунистов и сочувствующих Советской власти: учителя М.М.Бубякина, членов Удегейского ревкома М.А.Оконосова и Н.И.Иванова–Ханды, особо жестоко расправились с бедняком С.Кардашевским–Быралгы.

Вилюйск обороняли местный военный гарнизон и особый отряд коммунистов, руководили ими председатель уездного ревкома Александр Габышев и политкомиссар Вера Синеглазова.

Защитники города, как могли, укрепили свои позиции. По окраинам были вырыты окопы и ходы для сообщения, с восточной стороны вырубили лес для расширения обзора и видимости. Местными умельцами была создана мастерская по изготовлению пуль и ремонту винтовок, сделаны фугасы и камнеметы.

В белогвардейской осаде Вилюйск находился в течение двух с половиной месяцев. Весной 1922 года, с открытием навигации, на бронированном пароходе в Вилюйск был направлен отряд под командованием Ивана Строда, 250 человек. Вслед за известием о скором прибытии подмоги, приближении парохода красных Семен Канин оставил занятые его отрядом места, в том числе стратегически важную местность Чондулу, с которой можно было следить за Якутско-Вилюйским трактом. Канин бежал на Лену, оттуда в Верхоянск, как говорят некоторые факты, зимой перебрался в Среднеколымск, оттуда на Аляску, в 1924 году держал свой трактир в Номе, далее его следы теряются. Местные же мятежники-повстанцы из отряда Канина разбежались по тайге, кто куда…

Так закончилась осада Вилюйска. 8 июля прибыл пароход с отрядом Строда, он занял Вилюйск без боя.

В Вилюйске для нормализации обстановки Строд оставил 50 красноармейцев, сам с остальными бойцами двинулись дальше на пароходе в Сунтар.

Освобождение Вилюйского уезда от остатков белых повстанцев продолжалось почти до зимы 1922 года.

Гражданская война была в разгаре. Повстанческие движения вспыхивали везде… В новой автономной Якутии устанавливалась Советская власть, с которой было связано много надежд на светлое будущее, на мир и развитие. После войн всегда наступают перемены и мир…

Варвара КОРЯКИНА,

г.Нерюнгри