Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Карнавал" (СССР, 1982) и "Катала" (СССР, 1989)

Карнавал. СССР, 1982. Режиссер Татьяна Лиознова. Сценаристы Анна Родионова, Татьяна Лиознова. Актеры: Ирина Муравьёва, Юрий Яковлев, Клара Лучко, Алевтина Румянцева, Вадим Андреев, Александр Абдулов, Екатерина Жемчужная, Вера Васильева, Александр Михайлов, Валентина Титова, Лидия Смирнова, Вячеслав Баранов и др. 30,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Комедиям и мюзиклам вредны длинноты. О сей нехитрой истине, видимо, подзабыли авторы двухсерийного «Карнавала». Отсюда и частые сбои ритма, «температуры» эмоций, что, ох, как губительно для комедийной основы фильма.

Между тем тут есть прекрасно сыгранные и срежессированные, поистине карнавальные эпизоды (песенно-танцевальный монолог главной героини у телефона-автомата, пародия на арабские «душещипательные» мелодрамы).

Есть, наконец, талантливая и опытная актриса Ирина Муравьева, озорно-насмешливо сыгравшая семнадцатилетнюю (!!!) провинциалку Нину Саломатину, надумавшую «взять приступом» одно из столичных театральных училищ.

Как и в «Москва слезам не верит», в основе картины не стареющая сюжетная схема. Рядом с сольной актерской партией — хорошо подобранный «хор» известных артистов (Ю. Яковлев, А. Абдулов)...

Но, странное дело, наивно-простенький сюжет, казалось бы, созданный для «мюзикла», все время кренится в сторону самых разных жанров. Задорная комедия вдруг сменяется бытовой мелодрамой (возвращение Нины к матери), а потом завершается ослепительной безвкусицей помпезно-музыкального финала.

Финал, к слову, ставит своеобразный рекорд по затянутости. Героиня, наряженная в нелепый парик, не своим голосом поет нечто совершенно не вяжущееся с образом провинциалки Нины. Складывается впечатление, что все это возникло в погоне за масштабностью зрелища...

Александр Федоров

-2

Катала. СССР, 1989. Режиссер Сергей Бодров. Сценаристы: Валерий Баракин, Сергей Бодров. Актеры: Валерий Гаркалин, Елена Сафонова, Нодар Мгалоблишвили, Виктор Павлов, Луиза Мосендз, Кристина Щербакова, Алекс Папакристу, Сергей Газаров, Лариса Кузнецова и др.

«Я тебя ненавижу», «Непрофессионалы», «СЭР»... Названия этих фильмов, отмеченных наградами фестивалей, хорошо знакомы кинематографистам и киноклубникам. Зато искать их в списках кассовых хитов 1980-х — занятие бесполезное. Лишенные остро закрученной интриги, основанные на тонко разработанной атмосфере действия и углубления во внутренний мир героев, эти картины оказались оттесненными на задворки проката потоком боевиков.

«Катала» как раз-таки самый настоящий боевик, рассказывающий об экзотическом мире карточных шулеров... А автор у этих фильмов один и тот же — сценарист и режиссер Сергей Бодров.

Казалось бы, парадокс. Но лишь для тех, кто не знает o головокружительной кинодраматургической карьере Бодрова в 1970-х, когда он написал несколько кассовых развлекательных сценариев («Баламут» и др.).

Так что же — возвращение на круги своя? От авторского кинематографа — к коммерции?

Но в одну и ту же реку нельзя войти дважды. Да, «Катала» — довольно крепко сколоченный боевик (хотя и не без сюжетных неувязок): динамичный, зрелищный, с бьющими по нервам сценами насилия. У фильма откровенно вторичный сценарий, использующий знаменитую «габэновскую» сюжетную схему: ушедший на покой «завязавший» преступник во имя романтических побуждений (дружба, любовь и т.д.) решает вернуться к прежнему опасному ремеслу...

При этом Бодров точен в выборе актеров и фактуры, убедителен в деталях и пытается создать если не полнокровные, то хотя бы мало-мальски психологически наполненные характеры.

Положим, не всегда это удается. К примеру, Елена Сафонова вынуждена играть роль главной героини — бывшей любовницы убитого карточного шулера, — имея драматургического материала максимум на эпизод...

Однако в целом фильму, на мой взгляд, нельзя отказать в профессионализме.

Убедителен Валерий Гаркалин в заглавной роли романтично мужественного шулера. Хорош Виктор Павлов в роли его бывшего дружка...

Чуть ли не впервые в российском кино преступный мир существует здесь вполне автономно от стражей порядка. Ведь еще в «Ворах в законе» работникам милиции отдавался немалый метраж, в то время как в «Катале» фигура милиционера появляется лишь в коротком постельном эпизоде, никак не отражающемся на сюжете фильма.

Да, «Катала» — осознанный шаг одного из лидеров авторского кино, истосковавшегося по зрительскому успеху, в сторону зрелища. Шаг, возможно, разочаровавший поклонников «Непрофессионалов», зато наверняка одобренный любителями фильмов действия...

Александр Федоров