Найти тему

Не говорит...и не молчит...

Одной из частых обращений к детскому нейропсихологу за консультацией и дальнейшей коррекционной работой стала задержка развития речи ребенка. Все чаще приходят родители с детьми третьего, четвертого года жизни. Но есть те, кто ждет до 5 лет...чего ждут не понятно...Чудо случается , но крайне редко.

Фото из интернета.Очень часто дети с трудностями речевого общения испытывают эмоциональный дисбаланс.
Фото из интернета.Очень часто дети с трудностями речевого общения испытывают эмоциональный дисбаланс.

Если ваш ребенок в 2 года молчит или имеет в запасе только несколько слов,в 3 года у него нет предложений и словарь ограничен, плохо понимает обращенную речь- нужно обязательно помогать ребенку активно развиваться и развивать речь. Не ждите что само все образуется. Помогите своему ребенку сейчас!
Чем старше ребенок,тем больше усилий "уйдет в песок".

Многие родители успокаиваются тем,что логопед начинает работать с детьми в детском саду в большинстве случаев с 5 лет. Но ведь логопед не единственный специалист в развитии ребенка. Речь очень сложный энергоемкий процесс, являющийся отражением развития человека. Развитие речи очень зависит от зрелости других функций ребенка. В первую очередь от общего психического и физического здоровья ребенка, сформированности его воспринимающих систем, потребности в коммуникации и подражании взрослым, его интеллектуальных возможностей.

Что делать, если Вы понимаете- у ребенка трудности формирования речи? Сейчас мы рассматриваем вариант, когда речь есть, но она не такая как нам хотелось(не четкая, ее мало и т.д).
Какие исследования стоит сделать ребенку и к кому обращаться за помощью? Стоит сделать ЭЭГ ( длительностью от 4 часов) для исключения эпиактивности и УЗДГ -для понимания работы кровотока в области шеи. Врачи к которым надо обратиться -невролог и остеопат. Затем нейропсихолог и логопед.

Чаще всего ко мне на консультацию приходят родители с детьми по рекомендации невролога или остеопата- когда все обследования пройдены и рекомендации от врача получены. Иногда бывает и по другому. Моя главная задача- понять какая воспринимающая система ребенка не работает полноценно, какими способами можно ее активировать не навредив ребенку.

Одними из самых распространенных причин задержки формирования речи являются нарушения слухового восприятия речи при сохранном слухе ( не всегда заметном не специалисту) и несформированность крупных и мелких движений(часто встречается в"смазанном"варианте ).Эти нарушения часто сочетаются, и ответить что первично очень сложно. К этим трудностям часто присоединяются и другие;низкий уровень памяти ребенка,трудности концентрации внимания и удержания программы деятельности, быстрая истощаемость и другие. Эти трудности в большей степени поддаются коррекции когда ребенок занимается не только с логопедом , но и с нейропсихологом. Иногда занятия с нейропсихологом не нужны, достаточно консультации. Многое родители могут сделать сами, нужно только знать куда и как двигаться, как помочь ребенку.

Каждый ребенок индивидуален, у каждого свои особенности и нюансы. Я предложу общие рекомендации для детей от 2 лет которые помогу малышу развиваться с наибольшей продуктивностью.

  • Консультации невролога и остеопата.
  • Единство требований в системе семейного общения и воспитания.
  • Соблюдение режима дня в любой день недели. Активный отдых на
    свежем воздухе, проветривание в доме.
  • Общий массаж- 2 раза в год. Использование массажных ковриков в
    повседневной жизни. Массажеры для рук (су-джок) хорошо
    использовать несколько раз в день.
  • Целенаправленная двигательная активность. Развитие крупных
    движений. Отдать предпочтение ОФП, гимнастике,плаванью,
    беговым лыжам, конькам, ритмике, теннису. Занятия не мение3-4
    раз в неделю!
  • Упражнения и игры направленные на развитие мелких движений
    рук(лепить из пластилина, глины и теста, бумагу мять, рвать и
    клеить, нанизывать бусы и пуговицы на леску или шнурок, игры с
    мелкими предметами различной фактуры и т.д.).
  • Пальчиковая гимнастика,игры и упражнения.
  • Игры с правилами,работа по плану. При выполнении домашних дел
    использовать песочные часы(1 мин. и 5 мин.). Учиться понимать часы.
  • Очертить круг домашних обязанностей соответственно возрасту на
    постоянной основе.Учимся готовить! Уборка!
  • Игры с разными мячами( бросать,пинать,ловить, отбивать разными
    способами ) самостоятельно и в паре. Жонглирование.
  • Найти для ребенка способ эмоционального самовыражения через
    творчество или движение.
  • Исключить из свободного доступа ребенка гаджеты.
  • Общее развитие речи- рассматривание и описание картинок( серий
    картинок), чтение книг(коротких с простыми
    предложениями),прослушивание аудиозаписей, игра со словами,
    увеличение словарного запаса. Разговаривайте с ребенком
    короткими фразами. Вовлекайте его в диалог.
  • АКТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ!

Это далеко не все рекомендации для ребенка с трудностями развития речи. Большинство рекомендаций индивидуальны. Тема развития речи ребенка очень обширна и эта статья лишь ее маленькая часть.

Желаю успешного преодоления трудностей в развитии речи!

Есть вопросы? Задавайте- отвечу. Подписывайтесь на канал.