«Творческая деятельность — это не наложенная посторонняя задача, против которой протестует тело или мозг, а оркестровка… радостного делания».
Дьёрдь Кепеш (1906 - 2001) — венгерский художник, фотограф, дизайнер, прекрасный теоретик и педагог XX века. Обученный импрессионистским стилям в Королевской академии изящных искусств, он почувствовал интерес к абстрактному визуальному языку авангарда и технологическому потенциалу изображения мира, особенно что касается эффекта света.
Так, он заинтересовался кинопроизводством и визуальным представлением движения и аознакомился с Ласло Мохой-Надем, более известным венгерским художником и пионером фотографии, преподавателем школы Баухаус.
Незадолго до начала Второй мировой войны Кепеш иммигрировал в США, и по приглашению коллеги стал преподавать в Чикагском институте дизайна (Новом Баухаусе). Там он возглавил кафедру света и цвета. В то время арт-тусовка отвергала фотографию и кино, причисляя их к коммерческим дисциплинам, А Кепеш и Мохой-Надь были убеждены, что за ними стоит дух современности и большой потенциал.
Кепеш провел годы, экспериментируя с технологиями, чтобы объединить искусство с наукой. Он, конечно, продолжал рисовать, но больше увлекался двойной экспозицией в фотографии, «безкамерными» фотограммами, и пришел к выводу, что они являются истинными проявлениями света. В его творчестве неотделимы эфемерные явления с геометрическими структурами.
Поскольку Кепеш все больше интересовался технологиями, он нередко использовал рентгеновские аппараты, электронные микроскопы, радары и гидролокаторы для захвата невидимых изображений.
В 1944 году, во время преподавания уже в Бруклинском колледже, Кепеш опубликовал книгу «Язык видения», в которой изложил свои теории о влиянии технологий на визуальную культуру.
Она важна хотя бы потому, что предшествовала трем другим влиятельным текстам по той же теме: «Мыслям о дизайне» Пола Рэнда, «Видению в движении» Мохой-Надя и «Искусству и визуальному восприятию» Рудольфа Арнхейма.
Самое интересное, изыскания Кепеша в этой области были настолько занимательны, что еще до этой книги армия США консультировалась у него по вопросам военного и гражданского камуфляжа, в ходе которых художник изучал Чикаго с воздуха. На этот опыт он ссылался в «Языке видения», когда говорил о естественной маскировке: «Многочисленные оптические устройства, которые природа использует в животном мире, чтобы скрыть животных от их врагов, раскрывают действие этого закона [т. е. перцептивной группировки] зрительной организации».
В 1946 году его пригласили в Массачусетский технологический институт, и там он стал первым фотографом в штате. Поначалу, многие специалисты не хотели с ним работать, но Кепеш был полон решимости найти точки соприкосновения фотографии с наукой. А уже в 1967 году он основал там Центр перспективных визуальных исследований и стал единственным художником, удостоенным звания профессора.
Дьёрдь Кепеш внес большой вклад в понимание света и цвета как средств, вызывающих определенные эмоции, несмотря на отсутствие характерных образов. Отчасти благодаря его усилиям мы не так сильно удивляемся, когда художники сотрудничают с математиками, а физики и дизайнеры участвуют в одних и тех же дебатах.
Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨
#artemisiaфотография #фотография #искусство #культура #история #свет #дизайн #баухаус