Найти в Дзене
Artemisia Studio

Мастер света и движения Дьёрдь Кепеш: от увлечения фотографией до консультирования армии США

«Творческая деятельность — это не наложенная посторонняя задача, против которой протестует тело или мозг, а оркестровка… радостного делания».

Дьёрдь Кепеш (1906 - 2001) — венгерский художник, фотограф, дизайнер, прекрасный теоретик и педагог XX века. Обученный импрессионистским стилям в Королевской академии изящных искусств, он почувствовал интерес к абстрактному визуальному языку авангарда и технологическому потенциалу изображения мира, особенно что касается эффекта света.

Коробка и глаз, 1949. Коллаж, гуашь
Коробка и глаз, 1949. Коллаж, гуашь
Без названия, 1938. Гуашь, чернила
Без названия, 1938. Гуашь, чернила
Без названия, 1938-40. Коллаж, гуашь, фотография и чернила
Без названия, 1938-40. Коллаж, гуашь, фотография и чернила

Так, он заинтересовался кинопроизводством и визуальным представлением движения и аознакомился с Ласло Мохой-Надем, более известным венгерским художником и пионером фотографии, преподавателем школы Баухаус.

Отраженный свет, 1947. Галерея Тейт
Отраженный свет, 1947. Галерея Тейт
Капли, 1939. Галерея Тейт
Капли, 1939. Галерея Тейт
Отражение света, 1938
Отражение света, 1938

Незадолго до начала Второй мировой войны Кепеш иммигрировал в США, и по приглашению коллеги стал преподавать в Чикагском институте дизайна (Новом Баухаусе). Там он возглавил кафедру света и цвета. В то время арт-тусовка отвергала фотографию и кино, причисляя их к коммерческим дисциплинам, А Кепеш и Мохой-Надь были убеждены, что за ними стоит дух современности и большой потенциал.

Без названия, 1939. Галерея Тейт
Без названия, 1939. Галерея Тейт
Рука на черном фоне, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт
Рука на черном фоне, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт

Кепеш провел годы, экспериментируя с технологиями, чтобы объединить искусство с наукой. Он, конечно, продолжал рисовать, но больше увлекался двойной экспозицией в фотографии, «безкамерными» фотограммами, и пришел к выводу, что они являются истинными проявлениями света. В его творчестве неотделимы эфемерные явления с геометрическими структурами.

Лилия и шпильки, 1938.
Лилия и шпильки, 1938.
Без названия, 1940. Фотограмма
Без названия, 1940. Фотограмма
Без названия, 1938
Без названия, 1938
Магнитные поля, 1938
Магнитные поля, 1938

Поскольку Кепеш все больше интересовался технологиями, он нередко использовал рентгеновские аппараты, электронные микроскопы, радары и гидролокаторы для захвата невидимых изображений.

Лилия и яйцо, 1939. Фотограмма. галерея Тейт
Лилия и яйцо, 1939. Фотограмма. галерея Тейт
Плавники и прямоугольники, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт
Плавники и прямоугольники, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт
Коллаж, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт
Коллаж, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт

В 1944 году, во время преподавания уже в Бруклинском колледже, Кепеш опубликовал книгу «Язык видения», в которой изложил свои теории о влиянии технологий на визуальную культуру.

-17

Она важна хотя бы потому, что предшествовала трем другим влиятельным текстам по той же теме: «Мыслям о дизайне» Пола Рэнда, «Видению в движении» Мохой-Надя и «Искусству и визуальному восприятию» Рудольфа Арнхейма.

Круги и точки, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт
Круги и точки, 1939. Фотограмма. Галерея Тейт
Структурная фотограмма, 1939. Галерея Тейт
Структурная фотограмма, 1939. Галерея Тейт

Самое интересное, изыскания Кепеша в этой области были настолько занимательны, что еще до этой книги армия США консультировалась у него по вопросам военного и гражданского камуфляжа, в ходе которых художник изучал Чикаго с воздуха. На этот опыт он ссылался в «Языке видения», когда говорил о естественной маскировке: «Многочисленные оптические устройства, которые природа использует в животном мире, чтобы скрыть животных от их врагов, раскрывают действие этого закона [т. е. перцептивной группировки] зрительной организации».

Руки, 1939
Руки, 1939
Высокоскоростная фотография, 1948
Высокоскоростная фотография, 1948
Без названия, 1938
Без названия, 1938
Без названия, 1938
Без названия, 1938
Рука и геометрия, 1939
Рука и геометрия, 1939
-25

В 1946 году его пригласили в Массачусетский технологический институт, и там он стал первым фотографом в штате. Поначалу, многие специалисты не хотели с ним работать, но Кепеш был полон решимости найти точки соприкосновения фотографии с наукой. А уже в 1967 году он основал там Центр перспективных визуальных исследований и стал единственным художником, удостоенным звания профессора.

Фигуры Лихтенберга, 1951
Фигуры Лихтенберга, 1951
-27
Фигуры Лихтенберга, 1951
Фигуры Лихтенберга, 1951
Поперечный срез дерева, 1951
Поперечный срез дерева, 1951

Дьёрдь Кепеш внес большой вклад в понимание света и цвета как средств, вызывающих определенные эмоции, несмотря на отсутствие характерных образов. Отчасти благодаря его усилиям мы не так сильно удивляемся, когда художники сотрудничают с математиками, а физики и дизайнеры участвуют в одних и тех же дебатах.

Понравилась статья? Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

#artemisiaфотография #фотография #искусство #культура #история #свет #дизайн #баухаус