Использование на закрытых складах бензиновых и дизельных погрузчиков запрещено из-за высокого содержания вредных веществ в производимых ими выхлопных газах. В таком случае логично рассмотреть вариант применения электропогрузчиков.
Однако, есть и другой вариант — бензиновый погрузчик с газобаллонным оборудованием (ГБО). Такая техника в отличии от электрических погрузчиков, может одинаково успешно работать не только в закрытых складах, но и на улице.
Почему стоит установить ГБО на вилочный погрузчик?
Газ-бензиновые погрузчики имеют, как минимум, три преимущества перед бензиновыми:
- Экономичность. Стоимость газа LPG (пропан-бутан) почти в два раза дешевле бензина, что с учетом расхода топлива делает работу на газе выгоднее на 10-15% (подробнее можно прочитать в статье «Расход топлива на погрузчиках» ).
- Экологичность. Применение газового оборудования значительно снижает выброс вредных веществ в атмосферу. Их практически нет, и такой погрузчик можно использовать в закрытых помещениях, где технику, работающую на бензине, применять нельзя.
- Повышение ресурса двигателя. Газ, в отличие от бензина, не смывает масло со стенок цилиндра и не приводит к нагару в камерах сгорания, это увеличивает срок эксплуатации техники.
Есть и дополнительное преимущество: «заправить» газовый погрузчик можно быстрее, чем бензиновый — достаточно заменить баллон.
Особенности топлива и газобаллонного оборудования
Распространённым газом для заправки вилочных погрузчиков является LPG (сжиженный нефтяной газ), который получают при нефтепереработке. Это смесь пропана и бутана, однако, заправлять погрузчик можно и только пропаном или бутаном.
По составу любой из этих газов идентичен газам, которые образуются при испарении бензина, поэтому вносить какие-либо конструкционные изменения в сам ДВС не требуется. Требуется установка газобаллонного оборудования (ГБО).
ГБО состоит из нескольких элементов:
- баллон с креплениями;
- газовый редуктор;
- электромагнитные клапаны (для бензина и газа) с блоком управления;
- переключатель вида топлива;
- тройник для подвода газа, шланги, трубопроводы, манометр и проводка.
ГБО устанавливают в качестве дополнения к имеющимся узлам. Топливный бак и все сопутствующие детали не убирают, оставляя возможность, заправлять погрузчик бензином. Поэтому его оснащают переключателями и клапанами.
В баллоне находится сжиженный газ. При запуске двигателя (или переключении с бензина) он под давлением подается в редуктор, а затем уже поступает в топливную систему двигателя. Давление снижается до стандартного (1 атмосфера). После этого газ идет в тройник, воздухопровод и камеры сгорания.
Как и где устанавливают газобаллонное оборудование?
Газобаллонным оборудованием можно укомплектовать бензиновые вилочные погрузчики GOODSENSE — место под баллон и крепления предусмотрены изготовителем.
Заниматься монтажом ГБО самостоятельно не стоит — это очень опасно и незаконно. При малейшем нарушении технологии во время установки есть риск взрыва или пожара. Многие ошибки, допущенные при монтаже, дают о себе знать позже в ходе эксплуатации.
При проведении проверки техники специалистами Ростехнадзора, выявленные нарушения при работе с ГБО повлекут ответственность должностных лиц от административной до уголовной.
Монтаж ГБО должна проводить только имеющая соответствующий сертификат компания. В этом случае она берет на себя ответственность за возможные неисправности, вызванные неправильной установкой оборудования. Такие организации предоставляют и гарантию на работы.
Как заменить баллон
Вопрос заправки — наиболее острый. Автотранспорт можно направлять на АЗС, где есть газ. В этом случае баллоны менять не нужно. В условиях склада своими силами заправлять баллоны не получится, поэтому лучше менять их полностью. На складе лучше держать несколько запасных баллонов (соблюдая правила хранения), а пустые — заправлять у поставщика топлива.
Замена баллонов не требует много времени и особых навыков — этим, как правило, занимаются сами операторы. Главное — соблюдать правила и порядок замены:
- Заглушить двигатель.
- Закрыть вентиль газового баллона.
- Открутить шланг высокого давления.
- Отсоединить баллон от креплений и убрать его.
- Поставить полный баллон и закрепить его на месте пустого.
- Зафиксировать шланг высокого давления, открыть вентиль.
Важно, чтобы рядом с погрузчиком не было источников огня и искр. Саму замену лучше проводить в защитных очках и перчатках.
Техника безопасности при работе с газобаллонным оборудованием
Вокруг ГБО много заблуждений. Например, считается, что газ часто детонирует, что приводит к взрывам и пожарам. На самом деле происходит это не чаще, чем при работе с бензином, а детонация может возникнуть только при грубом нарушении техники безопасности.
Работая с газом, важно соблюдать правила:
- Если вы почувствовали запах пропана или бутана, необходимо сразу же закрутить вентиль и позволить двигателю потратить остатки газа и заглохнуть. Запах возникает из-за утечки, которую нужно обязательно устранить. До этого момента погрузчик использовать нельзя.
- При обнаружении утечки не пытайтесь найти повреждение с помощью зажигалки или другого источника открытого огня. Это приведет к взрыву.
- Перед переключением на газ нужно прогревать двигатель. Именно поэтому топливный бак не убирают, а под панелью устанавливают кнопку переключения. Погрузчик запускают на бензине, после прогрева переключают на газ.
- Установку и ремонт ГБО лучше доверить специалистам. Если у вас нет опыта и навыков монтажа, лучше потратить дополнительные деньги — ошибки будут стоить дороже.
- Газобаллонное оборудование нуждается в регулярном техническом обслуживании с заменой газовых фильтров.
Особые правила действуют в отношении самих баллонов, их заправки и хранения. В частности:
- Баллоны заполняют до 80% от их емкости. Температура должна быть от -40о до +40оC, минимальное давление в баллоне, при котором сохраняется работоспособность двигателя — 0,2 МПа, максимальное давление — до 1,6 МПа.
- При работе со сжиженным топливом следует использовать перчатки и не допускать попадания газа на кожу, слизистые или в пищеварительную систему.
- Хранить баллоны следует далеко от источников огня.
- Баллоны следует заправлять только тем газом, на который рассчитан двигатель, LPG (пропан или бутан).
Данные правила справедливы по отношению к вилочным погрузчикам GOODSENSE и другой спецтехнике, которую комплектуют ГБО. Если ваши погрузчики работают на CNG (метан), менять баллоны нельзя, а заправлять их можно только с помощью специальных насосных станций. Использовать другое газовое топливо запрещено.
Газовые погрузчики экономичны, экологичны и не столь опасны, как может показаться. ГБО стоит устанавливать, если вы используете спецтехнику интенсивно и хотели бы сократить расходы на топливо.