Найти тему
Исторические мелочи

Еще несколько «неизвестных» из российских музеев

Когда-то давно на данном канале уже выходила подборка портретов, хранящихся в российских музеях и числящихся изображениями неизвестных, хотя личности персонажей вполне очевидны и не требуют каких-то специальных исследований для их атрибуции. Сегодня у нас еще одна такая подборка, которая в очередной раз ставит вопрос – музейщики правда до сих пор не знают, кто изображен на хранящихся у них портретах или им все равно и просто неохота вносить исправления в документацию?

Вот такой «портрет военного» хранится – где бы вы думали? В Государственном Эрмитаже.

Неужели личность «военного» у кого-либо вызывает какие-то сомнения? Перед нами Александр Николаевич, будущий Александр II, в бытность его еще Великим князем. На это указывают надетые на Александра Николаевича доломан и ментик Лейб-гвардии Гусарского полка еще николаевского времени. Великий князь был шефом этого полка с 1818 г., и остался таковым после восшествия на престол, в связи с чем в 1855 г. полк был наименован Лейб-гвардии Гусарским Его Величества.

Следующий портрет хранится в учреждении со сложным названием - «Структурное подразделение "Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник" государственного бюджетного учреждения культуры "Псково-Изборский объединенный музей-заповедник"». Записан он как "Портрет молодого офицера", созданный неизвестным художником.

-2

Возможно, для кого-то узнать данного персонажа окажется чуть труднее, чем предыдущего, но на самом деле здесь тоже все просто. Это генерал от кавалерии Петр Христианович Витгенштейн, в 1812 г. командир 1-го пехотного корпуса, «спаситель Петрополя». А сама картина является копией с исполненного, в конце 1812-начале 1813 гг. портрета работы К.А. Зенфа. Или даже оригиналом, я не в курсе, где хранится оригинал.

В наименовании следующего изображения меня сильно забавляет его, так сказать, натурализм. Оно хранится в ФГБУК "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник" и числится как «Портрет женщины в светлой одежде и молодого мужчины в форме офицера в рост».

-3

Спорить в данном случае с музейшиками сложно – произведение действительно представляет нам мужчину и женщину. Другое дело, что личности этих мужчины и женщины прекрасно известны. Этот сюжет, расходившийся в свое время в больших количествах в виде гравюр, а в нашем случае исполненный маслом, называется «Мир Европе» и изображает императора Александра I и императрицу Елизавету Алексеевну. Императрица символизирует Европу, которой российский монарх протягивает оливковую ветвь мира. Картина является аллегорическим откликом на заключение Парижского мира 1814 г., после первого отречения Наполеона. Как я сказал, гораздо более это произведение известно в виде гравюр авторства С. Карделли, кто написал живописный вариант, мне неведомо. Интересную историю, описывающую реакцию самого Александра I на это изображение (в гравированном варианте), можно почитать здесь.

На очереди у нас лубок, хранящийся в Бюджетном учреждении культуры Вологодской области "Вологодская областная картинная галерея" и поименованный «Военный на коне».

-4

Этот «военный» тоже легко узнаваем. Уланский мундир примерно первой половины царствования Александра I, лента ордена Св. Андрея Первозванного через плечо – кто же это может быть? Конечно, это Цесаревич и Великий князь Константин Павлович. Цесаревич был не просто с 1803 г. и до своей смерти шефом Лейб-гвардии Уланского полка, но и по сути инициатором появления этого вида кавалерии в России.

С учетом вышеизложенного не представит трудностей опознать «уланского офицера в рост, в синем мундире с эполетами, орденским крестом, звездой, с лядунной перевязью, в кивере», изображенного на акварельном рисунке, хранящемся в Государственном Эрмитаже.

-5

Разумеется, это также Константин Павлович. Тем более, что это достаточно известное изображение Цесаревича.

По поводу последнего на сегодня портрета «неизвестного», хранящегося в МБУК "Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей", я даже и не знаю, что сказать. Можно лишь в растерянности развести руками. Ведь совершенно невозможно даже предположить, кто бы это мог быть, правда ведь?

-6

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.