Найти тему

"Тереза Ракен", или Талантливо, но где тут Золя?

Спектакль "Треза Ракен" в Театре у Никитских ворот визуально совершенно прекрасен. Вот прямо таки на пять с плюсом. Поднимается занавес, на котором изображены костяшки домино (намек на игру, которую обожали семья Ракен и их приятели) и зрители видят скромно, но изящно обставленную парижскую квартиру. И изумительно красивую женщины: Терезу Ракен (Кристина Айвазовская). Мало того, что она красавица-брюнетка с длинными волосами и талантливая актриса, ей еще идут наряды XIX века: все эти рюши, баски, шали, кружева и пр. Не всем дамам так везет, поверьте.

Мадам Ракен (О. Лебедева) и Тереза (К. Айвазовская).
Мадам Ракен (О. Лебедева) и Тереза (К. Айвазовская).

Проходит еще немного времени и мы видим еще одну красавицу - Сюзанну (Сандра Элиава). Она блондинка и ее светлая красота оттеняет мрачную прелесть Терезы. Юная девушка, мечтающая о любви, и замужняя дама, уже познавшая плотские удовольствия и сгорающая от страсти к другу семьи Лорану. Белый ангел и черный ангел, день и ночь, свет и тень.

Здесь фотография с премьеры спектакля, когда Сюзанна была еще темноволосой. Но общая идея ясна, да?
Здесь фотография с премьеры спектакля, когда Сюзанна была еще темноволосой. Но общая идея ясна, да?

Два с половиной часа зрители любуются красавицами-актрисами, восхищаются старинными шкафами и буфетами, поражаются статью Николая Глебова, сыгравшего комиссара полиции на пенсии Мишо. Марк Розовский, загадав загадку в первом акте (как же погиб Камилл Ракен), во втором акте открывает тайну и приводит убийц к страшному, но заслуженному возмездию.

Лоран (С. Рожнов) и Тереза.
Лоран (С. Рожнов) и Тереза.

Актерам К. Айвазовской и Сергею Рожнову удалось показать своих героев разными: ослепленными страстью, борющимися за свою любовь, полными ужаса от совершенного и, наконец, готовыми принять свою судьбу. Тереза и Лоран за 2 с половиной часа проживают на сцене целую жизнь. Очень хороша Ольга Лебедева в роли мадам Ракен. Сцены второго акта, когда ее персонажа разбил паралич одновременно трогательны и страшны.

Мадам Ракен (О. Лебедева).
Мадам Ракен (О. Лебедева).

Меня лично очень удивил выбор актера на роль Камилла. Вспомним, что писал о нем Золя: "Спасенный от смерти, подросший Камилл все еще чувствовал последствия тех постоянных опасностей, которым подверглось его здоровье. Рост его задержался, и он остался маленьким и тщедушным. Его хилые руки и ноги двигались медленно, вяло. Мать еще больше любила его из-за слабости, которая постоянно угнетала его. Она с торжествующей нежностью взирала на его бледное лицо и думала при этом, что даровала ему жизнь больше десяти раз." Между тем, на сцене мы видим двухметрового Станислава Федорчука. То есть, физический облик актера никак не соответствует тому, что написано в книге. Тем более, что Лоран, крестьянский сын, в романе как раз здоровяк с бычьей шеей, тогда как Рожнов хрупкого телосложения и невысокого роста.

Мишо и Камилл (С. Федорчук).
Мишо и Камилл (С. Федорчук).

Ну, это, в принципе было бы не страшно, тем более, что во-первых, другой исполнитель роли Камилла, Николай Рингбург, куда более похож на книжного героя, а во-вторых, и Сюзанна у Золя вовсе не была юной прелестной девушкой, собственно, она вообще была замужней дамой: "у Сюзанны, его жены, было очень бледное, дряблое лицо с бескровными губами и растерянный взгляд." Театр есть театр, не всегда бывает возможным найти актеров с соответствующей внешностью. Я бы предложила Камилла (Федорчука) и Лорана (Рожнова) местами поменять, если бы не видела, как отлично Лоран (Рожнов) и Тереза (Айвазовская) дополняют друг друга. В страсть, связывающую эту пару, веришь, она ощутима.

Камилл (Н. Рингбург) и Лоран.
Камилл (Н. Рингбург) и Лоран.

Костюмы Евгении Шульц невероятно прекрасны. Все эти юбки, платья, фраки, шляпы, сюртуки, панталоны, нижние рубашки и панталончики показывают нам персонажей одновременно далекими и близкими. Далекими - потому что со времен публикации романа прошло полтора века и сейчас такие наряды смотрятся красиво, но старомодно. Близко - потому что живописны и сексуальны. Да, это временами очень хорошая стилизация, но свою задачу (показать характер персонажа) она выполняет.

-7

В общем, я могла бы сказать о спектакле только хорошее, если бы... Если бы это был Золя. Но тут получилось, как с фильмом "Бегущая по волнам": великолепно, но не Грин Золя. И ладно то, что из психологического романа сделали детектив-триллер. Это, как нынче говорят, фигня вопрос. И еще полбеды, что скучную тетку Сюзанну превратили в сентиментальную мадемуазель, мечтающую о Синем Принце. Как я уже писала контраст между героинями получился ярким, так что это понять можно. И можно счесть мелочью, что кошмарная мазня Лорана в книге в спектакле превратилась во вполне приличный и реалистичный портрет.

-8

Но вот то, что в конце спектакля мадам Ракен вдруг заявляет, что никакого паралича не было, это она притворялась, чтоб убийц сына разоблачить... Вот это чудесное исцеление было контрольным выстрелом зрителям в голову. Потому что трагедия обернулась фарсом и потому что характер персонажа изменился до неузнаваемости. Страницы, посвященные тому, как страдает в неподвижном теле мадам Ракен, - самые горькие в книге. И все они были перечеркнуты волей режиссера. Зачем?

И теперь я не знаю, что сказать. Ибо спектакль исключительно талантливо поставлен, но к Золя имеет мало отношения.

Режиссер-постановщик - н. а. России Марк Розовский

Сценография - з. д. культуры Станислав Морозов

Костюмы - Евгения Шульц

Звук - Ольга Ефимова и Алексей Парубин

Свет - Евгений Братяков

Грим - Татьяна Толкачева

Помощник режиссера - Виктория Сыроешкина

Сайты театра:
http://www.teatrunikitskihvorot.ru
https://vk.com/id165401348

Фотографии с сайта театра http://www.teatrunikitskihvorot.ru и https://www.mskagency.ru/photobank/548233.

За приглашение спасибо https://moscultura.ru/

#moscultura #москультура