На самом деле появлению этой статьи я обязан своему хорошему другу, автомобильному журналисту и историку Сергею Арбузову. Кстати совсем скоро у Сережи выйдет книга посвященная Ульяновскому автомобильному заводу. Это огромный и очень обстоятельный рассказ о предприятии и моделях. Но сегодня не об этом. Вчера Сергей прислал мне фотографию автобуса из фильма Леонида Гайдая который называется "Жених с того света". Сам я таких, что называется "в живую" не видел, но вспомнил, что у родителей были фотографии с озера Рица, и именно на них я впервые смог увидеть эту машину.
Фильм тоже своего рода уникальный, ведь из полнометражного он, благодаря чиновникам из Госкино, превратился в короткометражку. В результате зритель в СССР увидел картину хронометражем 48 минут. "Товарищи" из Минкульта усмотрели в нем непозволительную крамолу. Ведь в ленте мастерски обыгрывается советское крючкотворство и неповоротливость бюрократического аппарата. Причем главный герой картины Семен Данилович Петухов(Ростислав Плятт) и сам является точно таким же чиновником и бюрократом. Причем виртуозным бюрократом. Но волею судеб он попадает в собственную же ловушку. После того как карманник вытаскивает у Семена Даниловича портмоне с деньгами и документами он попадает под колеса машины и погибает. Петухова объявляют умершим. Вест фильм он будет пытаться получить заветную справку, что погиб не он. В конце все благополучно разрешается, а сам главный герой после закрытия кучи ненужных учреждений становится экскурсоводом в родном городе. И тут мы сразу к моей любимой теме, а именно автомобилям из фильма "Жених с того света". Самые первые кадры комедии, которая снималась в Кисловодске, показывают нам одну из улиц по которой едет довольно интересный #автобус. Это кабриолет. А вот определить его марку я не берусь. Дело все в том, что это мог быть как ГЗА-654(нет, я ничего не путаю, открытая версия автобуса ГЗА-651 имела именно такое обозначение), так и ПАЗ-651. Но, к примеру в тех же ЦАРМ Сочи(Центральных авто-ремонтных мастерских) тоже делали такие машины. Ну а множество АРЗ (Авто-ремонтные заводы) и АМЗ(Авто-ремонтные мастерские) "клепали" собственные версии. Правда всегда использовалось шасси грузовика ГАЗ-51. Что же представлял собой этот туристически открытый автобус?
В кузове были установлены 23 места с пятью рядами сидений и четырьмя дверями по правому боку. От непогоды пассажиров должен был защитить брезентовый верх. Интересная особенность, только у ГЗА-654 подножки были расположены по обе стороны кузова. Но в фильме мы их не видим, и значит это все же ПАЗ-651. В пользу того, что перед нами не ГЗА говорит и тот факт, что их выпустили очень ограниченным тиражом.
Пошли дальше. Петухов уезжает на три дня к своей невесте. И его заместитель Петр Петрович Фикусов(Георгий Вицин) провожает начальника на зеленом кабриолете М-20 Победа.
Но перед тем как мы увидим этот автомобиль в кадре мелькнет другой представить Горьковского автозавода. Это #ГАЗ-69 , чуть правее от него едет самосвал на базе ЗИС-150, который имел индекс ЗИС-ММЗ-585Е. А вот автобус на заднем плане скорее всего ГАЗ-03-30. Его выпускали на шасси #ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Кстати здание с колоннами это всем хорошо известная Кисловодская колоннада.
Потом мы увидим привокзальную площадь и перрон Кисловодского вокзала. Помимо зданий об этом говорит и трафарет ОРДЖ(Орджоникидзевская железная дорога) на вагоне электрички.
На разворотном круге привокзальной плащади, где автомобиль собьет карманника мы можем заметить #М-20 Победа
Вот едет ЗИС-110
А вот еще один лимузин классом пониже #ЗИМ или как он именовался после 1958 ГАЗ-12. Правда учитывая тот факт, что фильм вышел в прокат именно в этот год, перед нами точно ЗИМ, причем в исполнении такси.
Петухов уезжает от своей невесты на все том же туристическом автобусе кабриолете.
А вот на привокзальной площади Кисловодска мы видим #Москвич-400.
У колоннады на переднем плане мы видим автомобиль М-20 Победа, а вот за ним едет городской автобус #ЗИС-155 . Если промотать чуть дальше, то можно рассмотреть ЗИС-150 или ПМ-8 поливальная машина.
Однако самый необычный автомобиль который мелькнет в кадре всего на одну секунду это трехколесная мотоколяска СМЗ С-1Л/СМЗ С-3Л.
#Фильм почему-то не пользуется такой же популярностью как другие ленты великолепного режиссера. Но #комедия #Леонида Гайдая, рисует нам ситуацию в которой, при определенных стечениях обстоятельств может оказать любой, даже сегодня.
Важное дополнение :
Есть в фильме еще несколько загадок. Смотрите, основное действие происходит в Кисловодске. Но, вот смотрите, момент когда Петухов приезжает домой и направляется к себе на работу. Что мы видим? Этой лестницы в Кисловодске никогда не было и быть не могло. Зато она есть в Пятигорске. Она, насколько я помню, ведет до Лермонтовского сквера.
Когда же Семен Данилович попадает под проливной ливень, то мы неожиданно видим трамваи. Но тот кто хоть раз бывал в Кисловодске наверняка знает, что их там тоже никогда не было. Тогда, выходит, что это тоже Пятигорск. А вот трамвай еще более интересен. Это не советский вагон, а поставленный из ГДР Gotha T57/B57. Первое время сидения в них были деревянными.