Среди множества подвидов триллеров (как то: политический, шпионский, мистический и другие) есть совсем уж редкая «птица», который можно обозначить, как триллер «акустический». Это такие представители жанра, в которых напряжение создаётся, в основном, из-за звуков. Соответственно, главными героями их часто становятся представители профессий, так или иначе связанных со слухом.
Пожалуй, в какой-то степени к жанру «акустических» триллеров можно отнести некоторые военные боевики, действие которых происходит в подводных лодках. Экипажу субмарин, акустикам приходится прислушиваться к внешним звукам — не шумят ли где моторы кораблей противника и не бухают ли где глубинные бомбы. К «акустическим» можно отнести и триллеры, в которых главные герои слепы и только на слух борются с каким-нибудь злодеем.
Но чистых представителей данного поджанра я на вскидку вспомнил всего парочку. А третий подоспел только в прошлом году, благодаря снявшим его французам.
Самый известный «акустический» триллер
В 1981-м году Брайан Де Пальма снял фильм «Прокол», который, безусловно, является самым явным и известным из «акустических» триллеров. Молодой Джон Траволта сыграл в нём «звукаря», который записывает различные шумы для дальнейшего их использования в фильмах (он работает на киностудии). Однажды во время такой «охоты за звуками» он случайно записывает на аудиоплёнку шумы автоаварии, случившейся неподалёку. В аварии этой погибает влиятельный политик. И чем больше герой Траволты вслушивается в собственную плёнку, тем больше начинает подозревать, что авария подстроена конкурентами погибшего.
Лучший из «акустических» триллеров
«Прокол» Де Пальмы сказочно хорош и достоин считаться жанровым шедевром. А вот политический триллер Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор» хорош настолько, что его можно назвать шедевром кинематографа, безотносительно жанра. Джин Хэкмен играет в этом фильме 1974-го года сотрудника американских спецслужб. Ему часто приходится иметь дело с подслушивающей аппаратурой для слежки за врагом. Но в какой-то момент он начинает подозревать, что его самого подслушивают, ведь он стал неугодным для очень влиятельных людей. И это подозрение вызывает у него паранойю, граничащую с безумием.
Новейший «акустический» триллер
Наконец, французская новинка от режиссёра Йанна Гозлана — триллер «Чёрный ящик» 2021-го года. В центре его стоит молодой аналитик, который расшифровывает самописцы с потерпевших крушение воздушных суден. Очередная трагедия уносит 300 человеческих жизней, когда в Альпах падает самолёт. Прослушивая записи с «чёрного ящика», сыгранный Пьером Ниннеем герой быстро находит доказательства, что причиной крушения был теракт. Однако, вскоре он сам начинает в собственных выводах и продолжает дотошно вести расследование. Делать это становится всё труднее из-за насмешек коллег, ворчания начальства, недовольства авиакомпаний, давлений прессы. А тут ещё и начальник молодого человека пропадает самым загадочным образом…
Пока писал этот текст, подумал, что к «акустическим» триллерам относится, наверное, и европейский фильм 10-летней давности «Студия звукозаписи Берберяна» с Тоби Джонсом в главной роли. Да, и одна из ранних лент Оливера Стоуна «Радиобеседы» про радиоведущего, которого донимает звонками в прямом эфире ненавистник, тоже подходит под определения данного поджанра.
А вы какие фильмы отнесли бы к «акустическим» триллерам?