Найти тему
КиноРаритет

Короткий список «акустических» триллеров пополнили французы

Оглавление

Среди множества подвидов триллеров (как то: политический, шпионский, мистический и другие) есть совсем уж редкая «птица», который можно обозначить, как триллер «акустический». Это такие представители жанра, в которых напряжение создаётся, в основном, из-за звуков. Соответственно, главными героями их часто становятся представители профессий, так или иначе связанных со слухом.

Фрагмент постера «акустического» триллера Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор» (1974 год)
Фрагмент постера «акустического» триллера Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор» (1974 год)

Пожалуй, в какой-то степени к жанру «акустических» триллеров можно отнести некоторые военные боевики, действие которых происходит в подводных лодках. Экипажу субмарин, акустикам приходится прислушиваться к внешним звукам — не шумят ли где моторы кораблей противника и не бухают ли где глубинные бомбы. К «акустическим» можно отнести и триллеры, в которых главные герои слепы и только на слух борются с каким-нибудь злодеем.

Но чистых представителей данного поджанра я на вскидку вспомнил всего парочку. А третий подоспел только в прошлом году, благодаря снявшим его французам.

Самый известный «акустический» триллер

В 1981-м году Брайан Де Пальма снял фильм «Прокол», который, безусловно, является самым явным и известным из «акустических» триллеров. Молодой Джон Траволта сыграл в нём «звукаря», который записывает различные шумы для дальнейшего их использования в фильмах (он работает на киностудии). Однажды во время такой «охоты за звуками» он случайно записывает на аудиоплёнку шумы автоаварии, случившейся неподалёку. В аварии этой погибает влиятельный политик. И чем больше герой Траволты вслушивается в собственную плёнку, тем больше начинает подозревать, что авария подстроена конкурентами погибшего.

Джон Траволта в «акустическом» триллере Брайана Де Пальмы «Прокол» (1981 год)
Джон Траволта в «акустическом» триллере Брайана Де Пальмы «Прокол» (1981 год)

Лучший из «акустических» триллеров

«Прокол» Де Пальмы сказочно хорош и достоин считаться жанровым шедевром. А вот политический триллер Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор» хорош настолько, что его можно назвать шедевром кинематографа, безотносительно жанра. Джин Хэкмен играет в этом фильме 1974-го года сотрудника американских спецслужб. Ему часто приходится иметь дело с подслушивающей аппаратурой для слежки за врагом. Но в какой-то момент он начинает подозревать, что его самого подслушивают, ведь он стал неугодным для очень влиятельных людей. И это подозрение вызывает у него паранойю, граничащую с безумием.

Джин Хэкмэн в «акустическом» триллере Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор» (1974 год)
Джин Хэкмэн в «акустическом» триллере Фрэнсиса Форда Копполы «Разговор» (1974 год)

Новейший «акустический» триллер

Наконец, французская новинка от режиссёра Йанна Гозлана — триллер «Чёрный ящик» 2021-го года. В центре его стоит молодой аналитик, который расшифровывает самописцы с потерпевших крушение воздушных суден. Очередная трагедия уносит 300 человеческих жизней, когда в Альпах падает самолёт. Прослушивая записи с «чёрного ящика», сыгранный Пьером Ниннеем герой быстро находит доказательства, что причиной крушения был теракт. Однако, вскоре он сам начинает в собственных выводах и продолжает дотошно вести расследование. Делать это становится всё труднее из-за насмешек коллег, ворчания начальства, недовольства авиакомпаний, давлений прессы. А тут ещё и начальник молодого человека пропадает самым загадочным образом…

Пьер Нинней во французском «акустическом» триллере Йанна Гозлана «Чёрный ящик» (2021 год)
Пьер Нинней во французском «акустическом» триллере Йанна Гозлана «Чёрный ящик» (2021 год)

Пока писал этот текст, подумал, что к «акустическим» триллерам относится, наверное, и европейский фильм 10-летней давности «Студия звукозаписи Берберяна» с Тоби Джонсом в главной роли. Да, и одна из ранних лент Оливера Стоуна «Радиобеседы» про радиоведущего, которого донимает звонками в прямом эфире ненавистник, тоже подходит под определения данного поджанра.

А вы какие фильмы отнесли бы к «акустическим» триллерам?