Найти в Дзене
Коллегия экспертов

«Ориентация в клиенте», что это и к чему она ведет

Второй этап цикла продаж называют по-разному, кому-то нравится «Выявление потребностей», но я предпочитаю – «Ориентация в клиенте», расскажу почему.

Добрый день, уважаемые читатели моего канала! Этой статьей я продолжу цикл – «Основы продаж», тем более что прошлым материалом мы фактически завершили серию «У меня зазвонил телефон». Завершили продажей клиенту идеи посетить офис нашей компании.

Другими словами, мы говорим о завершении первого цикла продаж. Приход клиента в офис, знаменует начало нового цикла продажи. Сколько их всего будет - не знаю, все зависит от многих еще неизвестных нам факторов, а также людей, которые принимают решение о покупке.

Я взял на себя непростую задачу, показать всю многогранность личности профессионального продавца – эксперта. Она осложняется еще и тем, что все это вмещается в формат небольших статей, которые читаются 5-6 минут. Повторюсь, цель данных материалов не научить, а скорее указать собственникам и руководителям нужные направления развития себя и своих сотрудников.

Опустим сейчас (но не в жизни) этап «Установления контакта», который мы пошагово весь уже разобрали в прошлых статьях, и начнем сразу разбирать этап – «Ориентация в клиенте» или по-другому, этап «Выявление потребностей» (кому как нравится).

На данном этапе действительно происходит выявление потребностей клиента. А еще - его мотивов, установок, опасений, критериев выбора, личных пожеланий и выгод. Более того, здесь нам нужно понять, кто и как принимает решение о покупке в клиентской компании, и кто и какое на это решение оказывает влияние.

Времена, когда один человек решает, что, как и у кого закупать (даже на некритические для организации суммы), практически прошли. Сегодня мы очень условно можем вести речь о пресловутом ЛПР (Лице Принимающем Решения). Правильнее сейчас говорить о Закупочном комитете.

Подробно вопрос, что такое Закупочный Комитет и "с чем его едят", разберем в одной из следующих статей.

Закупочный комитет
Закупочный комитет

Для начала давайте поговорим о задачах менеджера на данном этапе цикла продаж.

У одного из наших бизнес-тренеров-писателей – Дмитрия Норки я подсмотрел модель 3Д, которую воспроизведу своими словами. Модель состоит из трех ролей, в которых менеджер выступает при контакте с клиентом.

Немного касаясь темы экспертного подхода к продажам, должен отметить, что суть современных продаж вовсе не в получении денег в обмен на свой продукт.

Главное сегодня — это помощь клиенту в его бизнесе. Сначала мы становимся помощником клиента в принятии им правильных решения, приносящих максимальную выгоду, потом уже можем рассчитывать на какое-то материальное вознаграждение своего труда.

Здесь прервемся, потому что без понимания современной концепции маркетинга мы не можем понять, как должен действовать современный продавец-эксперт, поэтому читаем учебник по маркетингу.

-3

Чувствуете? Сделать с клиентом разовую сделку – это не основная задача менеджера! Основная задача привязать клиента к себе. От сюда вытекает первая роль менеджера – это «Друг».

Друг – это тот, кто искренне желает тебе добра и готов к бескорыстной помощи. Какой аналог в бизнесе имеет слово «добро» - это наибольшая выгода компании от вложения своих средств.

Второе понятие - «искреннее» желание. Выработка искренности – это не простой процесс. Помните этап Установление контакта? Впечатление клиента о менеджере на 93% складывается из того, как выглядит (поза, мимика, одежда, жесты) и говорит (интонация, скорость, громкость) менеджер. На основании этих вещей и создается впечатление об искренности или неискренности менеджера.

Три роли менеджера - 3"Д"
Три роли менеджера - 3"Д"

Можно сколько угодно говорить: - «Я искренне хочу вам помочь». И при этом строить такие гримасы и позы, откровенно зевать и стараться побыстрее сбежать, что все это сразу и без всяких слов покажет клиенту: «Давай покупай быстрее, мне некогда с тобой возиться, деньги нужно зарабатывать».

Конечно, если вы сейчас одни остались на рынке с запасом подсанкционных "машин АВС", которые очень нужны клиентам, то купят и у такого продавца. В этих случаях я давно рекомендовал не тратить здесь время и наслаждаться беззаботной, но такой короткой жизнью.

Вторая роль продавца – это «Детектив». Чем отличаются детективы от обычного полицейского? Они не довольствуются поверхностным осмотром места преступления. Им нужны детали и истина, а не быстрое закрытие дела для отчетности.

-5

Есть такая замечательная фраза: «У любой проблемы есть одно простое неправильное решение».

Так вот задача менеджера-детектива не принимать «неправильное решение», которое может подсовывать ему закупщик, а исследовать порядок принятия решения Закупочным комитетом клиентской компании. Ну, об этом позже.

Третья роль менеджера – это «Доктор». Что делает хороший (подчеркну это слово) врач? Он задает вопросы собирает – анамнез, тестирует пациента, заставляет сдавать анализы. Успех лечения на 70% зависит от правильности установки диагноза и на 30% от всего остального, включая и сам процесс лечения.

Помните мы в одной из статей говорили, что вы являетесь наибольшими специалистами в своем бизнесе, по сравнению с любым самым опытным закупщиком. У закупщика очень обширное число направлений, где он должен быть «специалистом», поэтому лучше Пушкина не скажешь про них.

-6

Да, он, конечно, строит из себя специалиста, задает умные вопросы, но при этом помните, что его знания поверхностны. Задача менеджера вытянуть из закупщика истинные проблемы, которые можно решать с помощью вашего продукта и рассказать ему, как сделать лучше всего.

Об этом в следующих статьях.

Читайте мои публикации и присоединяйтесь в группу ВК

https://vk.com/id732245768

Почта для общения: kapitonov_av@colleg—expert.ru