Курс валют – одна из наиболее востребованных тем в макроэкономике, особенно в период нестабильности. Начинается суета у обменников и многие думают, куда девать рубли, которые обычно обесцениваются. И вот в 2022 г. случилось, казалось бы, немыслимое: рубль не продолжил обесцениваться, а стал укрепляться. Попробуем немного разобраться в этом вопросе. Тема популярная: написано много статей и снято много роликов.
Важно на берегу отметить, что в этой статье не будет открыт «философский камень» рубля. Да и ни в какой другой статье он открыт не будет. Доказывается от противного. Если кто-то познает природу курса рубля, то он будет занимать везде и всюду и вкладывать в эту стратегию, постоянно богатея. За 32 года после развала Союза таких уверенных стратегов пока нету. Это же касается и биржевых «гуру». Риски, неопределённости, лаги воздействия, «чёрные лебеди», геополитическое ручное управления – всё это может легко разбивать фундаментальный анализ и обанкротить самого уверенного инвестора.
Глобально курс определяется соотношением спроса и предложения на рубль. Аномальное укрепление рубля в 2022 г. было вызвано началом СВО и последовавшими за этим событиями. Спрос на рубль можно упрощённо представить как желание избавиться от доллара и купить рубль, а предложение рубля – как желание продать рубли и закупиться на них долларами. С конца февраля 2022 г. спрос на рубль стал возрастать относительно предложения.
Сложившееся равновесие спроса и предложения на рубль искусственно. Например, если «выпустить» иностранных инвесторов с российского фондового рынка, то многие продадут российские рублёвые акции, сконвертируют эти средства в доллары и выведут из страны. Это вызовет большой спрос на доллар и его укрепление относительно рубля. Пока нерезидентов «держат взаперти» российского фондового рынка.
Привлекательность доллара остужали комиссией за конвертацию, ограничением торгов на валютной бирже, очередями в банках. Россиянам стало сложнее получать визы в ряде стран, сложнее оплачиваться российскими картами за рубежом, сложнее учиться в зарубежных ВУЗах, сложнее безопасно инвестировать в других странах. Повысились риски «экспроприации» имущества Россиян в ряде зарубежных юрисдикций. Всё это подостудило пыл закупать валюту, сберегать её, тратить, что стало фактором укрепления рубля.
Вводились также нормативы по обязательной конвертации экспортной выручки, что также повышало искусственно спрос на рубль. Минфин почти перестал закупать валюту для искусственного ослабления рубля. Сократилось и долларовое содержание золото-валютных резервов.
Банк России пошёл на экстренную меру по повышению ставки процента, чтобы «вернуть» сбережения россиян, которые массово стали выводить их из депозитов. Высокая ставка – это искусственная мера для спекулятивного спроса на рубль. Чем выше ставки процента, тем больше стимулов конвертировать доллары в рубли и класть их под высокую ставку. Эта мера позволила остановить панику, ведь у многих сформировался рефлекс «кризис – покупай доллары, а то рубль скоро обесценится».
Доллары стало труднее тратить не только для сбережений, туризма, обучения, но и для покупки импортных товаров. Ряд стран ввели на ограничения поставок в России, часть иностранных компаний вышла с российского рынка. Для покупки импорта нужна была валюта, а при его резком сокращении снижалась потребность на валюту, а значит рубль опять же укреплялся.
Экспорт при этом, особенно с ускоренной конвертацией выручки, и не думал сокращаться. Наоборот, цены на сырьевые товары благодаря беспрецедентной «ковидной» долларовой эмиссии сильно возросли, что только увеличивало российскую экспортную выручку.
А что будет с курсом дальше? Равновесный ли это курс или аномально высокий? Россия – страна экспорта, поэтому основные группы влияния – это экспортёры. Минфин и «власть» тоже относятся к экспортёрам, потому что они получают от этого налоговую ренту. «Элита» все года была заинтересована в слабом рубле, что означает большую экспортную выручку при конвертации в рубли. Поэтому даже когда после 2014 г. улеглись геополитические «страсти» против России и западные инвесторы активно продолжили работать в России, то курс даже близко не стал возвращаться к 30 рублям за доллар, потому что экспортёрам очень выгодно иметь слабый рубль.
Сегодня крепкий рубль – это ещё и часть «патриотической стратегии», островок «стабильности», «силы», «имперского величия». Потому что если бы он упал до 200 рублей за доллар, то на общем негативном новостном фоне, это могло бы сильно ударить по «рейтингу».
Те, кто пользуется mind map, есть файл, где есть ссылки, графики, таблицы по каждому "кусочку" почти (https://disk.yandex.ru/d/mq4OW_UlVkXpog).