Крайне уважаемая мною группа животных: моллюски. Несостоявшаяся альтернативная цивилизация и один из столпов как французской, так и азиатской кухонь. Пожалуй, я готов любить и уважать практически все виды этого огромного зоологического типа. Кроме наземных его представителей, обитающих в моем саду. Которых относят к классу с неблагозвучным названием «Брюхоногие».
Впрочем, и эти, мои садовые, сами по себе – интереснейшие объекты. Вот только их чудовищная всеядность, потрясающее обжорство, способность к взрывному увеличению численности – вызывают приступы ярости, затмевающие естественное любопытство. К тому же они плохо поддаются контролю. Своего рода саранча, которая всегда с тобой.
Всегда-то всегда, но в этом садовом мире брюхоногих – улиток и слизней - тоже что-то постоянно происходит и меняется.
Лето стремится к зениту, и я замечаю, что не просто «что-то», а кардинальное «что-то». В прошлом году в это время сад кишел крупными слизнями. И не только сад: выходишь на улицу после дождя, а там весь тротуар в слизнях (в Москве так иногда на последождевом асфальте выползали полчища дождевых червей - поскользнуться можно было).
Ну а сейчас июнь на исходе, а я встретил пару, от силы две, взрослых слизней. И растения с крупными аппетитными листьями красуются пока непродырявленные (хосты я, правда, обсыпал спитым кофе – кругами, как в фильмах про нечистую силу).
Но не все. У растущих в густой тени бруннер и бузульников уже почти нет целых листьев – почти каждый с аккуратными отверстиями, как хороший сыр Маасдам. Это – улитки. Не знаю, сколько видов в их здешнем сообществе, но есть и со вдавленной (плоской катушкой) формой панциря, и с шаровидной (конической). Они не образуют таких жутких скоплений и стай, как слизни, как-то равномерно и тактично по отношению друг к другу распределены по несчастным растениям. Но и улиток все-таки недопустимо много. И они растут. А потом размножаться начнут…
Любопытно, что первыми и основными жертвами улиток в саду сейчас становятся саженцы бархатцев – не доглядишь, и до основания съедают, и… крапива!
Впрочем, и слизни не вымерли, увы. Молодь их то на деревяшки какой-либо замечу, а вот поднял лейку, а на дне у нее крошки-слизнячки. Наступающая сухая жара моих брюхоногих, конечно, вгонит в депрессию. Но как потом лето сложится, а с ним и судьба брюхоногих, кто знает.
За что я их не люблю
Было бы за что любить… Но если серьезно, слизни и улитки выполняют важную экологическую роль, поглощая значительную массу всяческих органических остатков в природе и в саду. Вот если бы они этими биоотходами и ограничивались бы! Цены им не было бы. Но они не просто всеядны – они еще и гурманы. Выберут какой-нибудь нежный сорт салата, или молодые цукини, или упавшую спелую грушу, или редкое растение – очень быстро к нему сползаются и … жрут! Растения, случается, под корень.
Персонально я им еще не могу простить их вездесущность. Несмотря на представление об их медлительности и неповоротливости, они на удивление пронырливы. Особенно мелкие улитки. Ну ладно бы только ели – они все оползают, обнюхают и опробуют. Даже ягоды малины на высоте моего роста – все в их слизистых следах. До слез обидно, но из-за этого ягоды с куста (как и зелень всякую) я просто брезгаю есть. Только мыть.
Борюсь?
Ну да. Только все методы паллиативные – радикальных не знаю. Вот этот кофе оказался точечно действенным, как и гранулированные яды. Но, подчеркиваю, точечно – конкретное растение можно защитить.
Конечно, если, копая землю, замечу кладку слизней из полупрозрачных шаровидных яичек, уничтожу безжалостно.
И главное – сбор. Выйдешь после дождя и собираешь выползших гаденышей. Благо от этого двойная польза: собранные брюхоногие – любимое лакомство моих уток бегунков. Вот сейчас подошел уток для этого текста сфотографировать – они тут же подбежали, в надежде, что я принес улиток или дождевых червей. Хотя вообще-то они ко мне относятся с глубоким недоверием и уверены, что основную часть моллюсков и червей я съедаю сам.
Понятное дело, выпустил бы я своих уток в сад, брюхоногих вредителей там скоро не осталось бы. Но, увы, и цветов тоже…
И пара любопытных наблюдений.
В позапрошлом году мне стали попадаться ранее невиданные улитки. Вот такие – как из страшного сна. Мои зоологические познания этим наблюдением были посрамлены. Но опытная коллега объяснила, что это – такое паразитарное заболевание улиток. Естестенно, у всего живого есть свои враги и паразиты. Но своим садовым улиткам я что-то не спешу сочувствовать.
А вот другая странная находка: плотно сцепившиеся слизень и улитка. Как зоологу, мне любопытны взаимоотношения двух этих групп брюхоногих: явно перекрываются их экологические ниши, да и физически они постоянно сталкиваются друг с другом, каждый со своими этологическими и хеморецепторными особенностями. Но нельзя заняться всем. По моим представлениям, всеядный и не пренебрегающий хищничеством слизень начал выскребывать своим языком, вооруженным тысячами зубчиков, мягкое тело улитки из ее панциря. Чтобы сфотографировать, пришлось взять в руки, и явная трапеза прекратилась. Так что полной уверенности нет.