Найти в Дзене
Ян Ви. Не для всех...

Серия 7. «Простые вещи и наблюдения...». Тексты 601-650

Со всеми сериями можно ознакомиться по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/qL-5rjQDTaL1uA

601. Главное золотое правило в педагогике гласит: нет никаких золотых правил, а есть одна лишь учебно-образовательная реальность...

602. Конечно, преподаватель безмерно устаёт ждать даже малейших проблесков прогресса в учениках. Но насколько хуже становится его жизнь в школе, когда в них ждать ему бывает вообще нечего...

603. Из простых правил пижонистого преподавателя: никогда не следует опаздывать на работу в школу больше, чем на 10-15 минут. И если там курить, то ничего кроме гаванских сигар или эксклюзивной и ручной работы трубки. А если уж выпивать в ней, то лучше разумно, и только водочки...

604. Профессиональный успех – это способность преподавателя шагать от одной творческой неудачи к другой, не теряя при этом своего педагогического энтузиазма...

605. Известно, что научная литература спасает нас от профессионального невежества, а художественная – от человеческой неотёсанности и пошлости. Но вместе с этим, если всё читать без головы, результат может быть и разрушительным для нас…

606. Богатство – это то, без чего, конечно, можно жить и счастливо, да не все хотят. Но разумное благосостояние преподавателей – вещь, необходимая для счастья 99% педработников...

607. Если мы доживаем до своей старости в профессии, то глупо винить в этом кого-либо. Так бывает. Но бывает и так, что всё уходит – только возраст остаётся...

608. Как тёплая одежда защищает нас от холода, так и выдержка защищает преподавателя от обид и оскорблений в школе. Умножая и укрепляя в себе терпение и спокойствие, мы тем самым, какими бы обида или оскорбление горькими и глубокими ни были, делаем их для себя столь безвредными, будто они нас совсем и не касаются…

609. Где мысль не работает вместе с душой преподавателя, там нет и мастерства в профессии. А где нет одухотворённости преподавателя, там нет и искусства в педагогике…

610. Педагогическая вера в ученика – oзнaчaeт лишь нежелание преподавателя реально учитывать профессиональную правду о нём…

611. Преподаватель, нанеся обиду, обычно, забывает свою вину, когда объясняется с коллегой, которому она нанесена. Однако этот последний, и не менее обычно, почти никогда не забывает её. Поэтому, если уж пожелаете кого-то обидеть из коллег в школе, а делается подобное очень легко, то не забывайте о собственной безопасности в ней…

612. Порою, смех преподавателя в школе лишь означает: быть злорадным без стыда и совести как к ученикам и их родителям, так и к коллегам…

613. Если преподаватель ничего не станет ждать от ученика, то как он будет разочаровываться в нём?..

614. Те преподаватели, кто считает себя справедливыми в школе, нередко отличаются особенной безжалостностью к детям в обучении...

615. Чем больше преподаватели имеют творческих достижений с учащимися, тем больше желают их иметь…

616. Высшей целью преподавательского труда в школе должно быть одно: говорить на уроке так, как чувствуем, и обучать детей так, как говорим…

617. Со стыдом в школе надо быть внимательнее, так как стыд запрещает порой то, чего не запрещают нам в ней законы...

618. Если мы никак не можем изменить окружающую нас учебно-образовательную атмосферу в школе, то нам остаётся изменять только своё отношение к ней...

619. Свои настоящие педагогические способности преподаватель может узнать только попытавшись по-настоящему применить их на деле...

620. Высшая педагогическая мудрость преподавателя состоит в его способности отличать учебно-образовательное добро от учебно-образовательного зла, где важно: сколько того и другого и как именно с ними поступать, применительно к каждому отдельному учащемуся...

621. Если вам взбредёт в голову оценить по какой-то надобности, что делали в прошедшей жизни по профессии, то посмотрите на свой нынешний педагогический результат… Но можно сказать и по-другому: если вы хотите узнать своё профессиональное будущее, посмотрите беспристрастно на свои сегодняшние педагогические действия в обучении детей…

622. В одежде преподаватель должен быть изящным и со вкусом одетым, но не щёголем… И хороший признак изящества и вкуса – это профессиональные приличия в одежде, а признак щегольства – любые излишества в ней…

623. Здоровье преподавателя, как говорится, – ещё не всё, но без здоровья – всё ничто в нашей жизни и профессии...

624. Преподаватель так упорно молчал на уроке, что ученику было совершенно нечего ему сыграть...

625. Истинная педагогическая любовь – не есть любовь лишь к одному-двум самым талантливым ученикам класса, а душевное состояние готовности любить всех своих учащихся...

626. Всякая молитва преподавателя перед выступлением своего ученика на сцене должна сводиться к следующему: «Великий Боже, сделай так, чтобы у моего архаровца опять дважды два – не получилось бы два»...

627. Если бы мы, преподаватели, учили только тех учеников, которых стоим, то вне всякого сомнения, – многим из нас плохо бы пришлось в школе…

628. Профессиональный эгоизм преподавателя проявляется совсем не в том, что он работает и учит в школе только как сам хочет и желает, а в том, что заставляет других участников учебного процесса работать и учиться только по своим педагогический лекалам…

629. Самопожертвование преподавателя должно обязательно преследоваться по закону, так как оно совершенно дезориентирует и деморализует тех учащихся и их родителей, ради которых преподаватель постоянно жертвует собой…

630. Педагогический опыт – не что иное, как хорошо организованная система профессиональных знаний...

631. Быть в мыслях педагогически справедливым вне школы – ещё совсем не значит быть справедливым на деле и в классе...

632. Преподавателю о себе – лучше не говорить коллегам, да и кому бы то ни было без нужды, ни одного слова. Не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть уже, ни тем, что будет... И объясняется это просто: преобладание в общении тем о себе, всегда вызывает отторжение и неприязнь любого собеседника, так как: «Секрет быть скучным состоит в умении рассказать о себе всё»[8]...

633. Воля преподавателя, как и его целеустремлённость, крепнут от постоянной профессионально-педагогической деятельности. Не тренируя их в ней, преподаватель неизбежно будет иметь слабыми как волю, так и целеустремлённость...

634. Побольше хорошей профессиональной работы и поменьше педагогического разгильдяйства...

635. Те педагогические сомнения, которые не разрешаются теорией, всегда разрешаются практикой…

636. Педагогический трудоголик – не знает большего наслаждения, чем работать и работать в школе, и быть всесторонне деятельным в ней. Все остальные наслаждения, очевидно, имеют для него только значение релаксационного отдыха…

637. Настоящие профессионально-педагогические свойства и качества преподавателя обнаруживаются лишь тогда, когда наступает время проявить их в учебно-образовательном деле...

638. Любовь к музыкальной педагогике – это любовь к профессиональной педагогической правде и истине в ней. И очевидно поэтому, педагогическая честность – является основной добродетелью преподавателя в школе...

639. Думать в классе – самая трудная педагогическая работа. Это все знают, и вероятно только поэтому, многие из нас не могут найти в себе силы этим серьёзно заниматься в школе... Тяжело…

640. Кажется, все мы ищем кратчайшей дороги к творческому успеху, и при этом, часто обходим стороной самую прямую и точную – ту, которая ведёт через изнурительный педагогический труд...

641. Педагогический невроз – это неспособность преподавателя переносить в процессе обучения профессиональную неопределённость своих учащихся…

642. В основе многих поступков преподавателей в школе лежат два мотива: желание быть как можно незаметнее в коллективе и страх перед административной властью в школе...

643. Чем же так хороши и так прелестны деньги, если преподавателю ради них надо так тяжело и много работать в школе?..

644. Терпимое отношение к жизни, коллегам, учащимся и их родителям остаётся первейшим долгом всех работающих в музыкальной педагогике...

645. Педагогический опыт – это совсем не то, что происходит с преподавателем во время обучения детей, а то, что делает он с тем, что с ним происходит во время обучения...

646. Вот так и получается исходя из неправильно преподавательского опыта, что профессиональные мелочи в обучении – становятся существеннее всего прочего для музыкального образования ребёнка...

647. При исключительно нервном восприятии преподавателем образовательной действительности, мир его фантазии и выдумки играет роль источника, откуда он черпает все материалы или образцы для построения «выгодной» для себя нервной учебной реальности...

648. В этом, наверное, весь секрет профессионального счастья и состоит: любить то в работе, что тебе нравится – целиком, и до конца…

649. Изучение любой здравой философии, даже поверхностное, – всё-таки не делает из нас духовных варваров, а поверхностное знакомство с музыкальной педагогикой – вынуждает нас во-многом быть профессиональными варварами...

650. По-настоящему серьёзное отношение к педагогическому делу – одно из двух непременных условий преуспевания в профессии. Второе, как обычно и везде, – талант учителя...

[8] О́скар Уа́йльд (1854-1900) – ирландский писатель и поэт. Одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.