Найти в Дзене
Ecoidea.me

Почему белоруска начала собирать детские вещи у экспатов на Бали и отвозить их в бедные регионы острова

Оглавление

В сезон дождей океан возвращает на Бали горы мусора, который попадает в него из местных рек. Найти ребёнка на мусорке или в реке на Бали — нередкая ситуация, потому что в северных регионах страны люди буквально находятся на грани выживания. У приезжих молодых мам скапливается много ненужных детских вещей в хорошем состоянии, которым можно дать вторую жизнь. Как все эти факты привели к тому, что белоруска открыла на тропическом острове проект Bamomy. Он собирает вещи, из которых дети выросли, и передает их в беднейшие регионы Бали.

Четыре года назад белоруска Даша отправилась в кругосветное путешествие, а чуть более года назад на индонезийском острове Бали родила дочку Алису. Молодая мама столкнулась с тем, как быстро выходят из надобности детские вещи, и начала продавать их в балийских группах в социальных сетях — это оказалось долго и неудобно. Потом Даша стала обращать внимание на объявления, где просили отдать бесплатно какие-то вещи, затем стала отвозить одежду и игрушки в детские приюты. Но вещи продолжали собираться, и беларуска стала думать, как можно решить эту проблему на более системном уровне. Так появился проект Bamomy.

Как желание освободить в шкаф переросло в благотворительный проект

-2

— Запустить проект меня побудила необходимость решить проблему с захламлением собственного шкафа, а затем ещё и появилась желание помочь кому-то. Потом я подумала, что вокруг так много мам со схожей проблемой и можно попробовать дать вещам вторую жизнь, передав их тем, кто действительно в этом нуждается.

Последние четыре года я занимаюсь запуском стартапов. Мозг уже настроен так, что, если видит проблему, хочет ее решить. Причем решить не локально для кого-то одного, а масштабно: чтобы одним действием сразу помочь многим людям.

Кроме того, что у стартаперов так работает мышление: они видят проблему и пытаются её каким-то образом решить, героине близка и философия экологичной жизни. Даша рассказала, что выросла в семье, где был сад и огород и все овощи, фрукты кушали оттуда. Студенткой много работала на фермерских полях, а сейчас основной её проект на работе — стриминговая платформа для фермеров. Обстоятельства и интересы складываются так, что экологическая повестка проступает в той или иной мере в каждой сфере жизни.

Три клика — очень сложно для целевой аудитории

Первоначальная задумка Даши заключалась в том, чтобы максимально автоматизировать все процессы. В мессенджере WhatsApp разработали специальный бот. В него можно было загружать вещи, которые семья решила отдать, добавлять описание, указывать район, прикладывать фотографии. Также в него могли загружать свои запросы те, кому требовалась помощь в бесплатной передачи вещей. Модератор проверял заявки с одной и другой стороны, находил пару, которая могла помочь друг другу, и отправлял тем, кто вещи донатит, адрес того, кому ее можно отправить.

-3

— Мы получали информацию из бота, но несколько недель работы показали, что целевая аудитория, и которая донатит вещи, и которая принимает, совсем другая, чем мы думали первоначально. Оказалось, что людям гораздо удобнее просто написать в фейсбуке сообщение: забери мои вещи сегодня или завтра. Всё, это одно действие. Три действия в боте людям делать очень сложно.

Второй момент, что по первоначальной модели работы через бот предполагается, что нужно подождать несколько дней, чтобы мы нашли тех, кому вещь нужна. Но многие не готовы ждать так долго. На острове донатят вещи в основном по необходимости. Может быть, есть единицы, кто делает это исключительно от доброго сердца, но в основном люди переезжают в другой дом или уезжают с острова, и им нужно быстро куда-то скинуть то, что уже не нужно. Среди этих вещей очень много всего классного, что отлично подходит для передачи дальше. То есть, люди не готовы ждать, им нужно быстрее избавиться от вещей.

И третий момент, почему мы отказались от схемы работы с чат-ботом, я узнала уже после того, как сама побывала в бедных деревнях севера. В этом регионе у людей просто нет телефона, то есть им неоткуда отправить запрос на помощь. Нередка ситуация, когда на всю большую семью нет ни одного телефона.

Сейчас Даша раздумывает над тем, чтобы в разных точках Бали открыть склады, куда люди смогут за свой счет отправлять вещи. Услуги доставки хорошо развиты на острове и стоят недорого. Затем вещи будут напрямую доставлять в бедные регионы северного Бали.

Как балийские семьи выживают в джунглях

Несколько дней назад Даша вернулась с первой гуманитарной поездки на север острова. Чтобы оказывать помощь адресно и в деревнях, где люди действительно в этом нуждаются, она нашла помощницу Агни Ваян. Даша познакомилась с ней благодаря другому белорусу, Максиму Брацуну, который основал на острове благотворительный проект FoodBank Bali. FoodBank Bali кормит нуждающихся рисом, а Агни помогает с дистрибьюцией риса. Она  родилась на Севера острова, сама выходец из бедной деревни. Женщина посвятила свою жизнь волонтерству; основные целевые группы, которым она помогает, — пожилые и люди с инвалидностью. Но она с радостью согласилась помочь Даше и быть связующим звеном в проекте по распределению вещей для молодых мам.

-4

—Во время поездки на Север я своими глазами увидела, насколько бедно живут люди. Так сложилось из-за совокупности разных причин. Прежде всего, погодные условия не позволяют выращивать там рис, и его нужно покупать. Но работы нет, в основном люди оттуда трудятся разнорабочими. Пока остров был закрыт для туристов, они работали буквально несколько дней в месяц. На такие деньги нельзя прокормить семью, а на пять человек нужен килограмм риса. При этом на севере живет очень много людей, там находится второй по численности город острова. А мы были в деревне на 12 тысяч человек.

Даша рассказывает, что даже передвигаться по северным дорогам самостоятельно очень сложно. Деревня не представляет собой выстроенные рядом домики и одну большую площадь, на которой собираются малыши и семьи, а волонтеры раздают из грузовика гуманитарную помощью. Многие дома стоят в отдалении друг от друга, просто в джунглях: добираться от одного строения до другого приходится десять минут на мотобайке по полному бездорожью. Из-за слякоти и грязи иногда просто невозможно проехать, и нужно ждать, пока закончится дождь.

Благодаря сопровождению Анги Ваян Даша смогла пообщаться напрямую с мамами младенцев, выяснить, какие вещи первой необходимости им действительно нужны, увидеть своими глазами условия, в которых семьи живут и растят своих детей.

Вещи первой необходимости в бедных регионах Бали: рис и масло для согревания кожи младенца

— В эту поездку я планировала съездить на собственные средства, закупив самое необходимое для ухода за детьми. Но мне пришла идея забросить объявление в фейсбук, чтобы предложить другим семьям отдать свои старые детские вещи и игрушки. На мое удивление, люди стали не только присылать горы вещей в отличном состоянии прямо к дверям моего дома, но и передавать такие товары, как детская смесь, купленные на собственные деньги.

В итоге собрали пакеты с вещами первой необходимости: смесь, подгузники, присыпка, мыло и стиральный порошок, игрушки, детская одежда. Беларуска вспоминает, что во время миссии её особенно впечатлили две вещи.

Первая, что мамы очень ответственно подходили к делу: сразу открывали пакет и смотрели, что там. Если какие-то вещи не подходили по размеру или были не нужны (например, смесь при кормлении грудным молоком), то они их отдавали и просили передать дальше тем, кому это может быть нужно.

Вторая, о чем Даше рассказывали мамы уже во время разговоров, что предметами первой необходимости в деревне являются рис и масло. Рис нужен, чтобы была основа еды, чтобы семья выжила. Специальное балийское масло используют для того, чтобы мазать кожу младенцев и защищать от холода, потому что в джунглях всегда сыро и довольно прохладно. Это настолько балийская тема, что пришлось даже попросить фотографию, чтобы понять, что за масло имеется в виду.

— Что касается экологичности проекта, мы уже сделали несколько ошибок, которые будем исправлять. Например, мы привезли семьям обычные подгузники. Позже мы поняли, что эти подгузники выбрасываются в реки и загрязняют грунтовые воды. Так что сейчас ищем поставщиком многоразовых хлопковых подгузников.

-5

Мусор для острова вообще является большой проблемой, тут налажена переработка только ⅔  отходов, производимых на острове, всё остальное отправляется в океан. При этом, я смотрела графики, что до COVID-19 ежегодно количество туристов постоянно росло, это значит, мусора становилось больше. С ноября по март тут сезон, когда океан выбрасывает мусор обратно на берега. Когда спрашиваешь у местных, откуда этот мусор, у них есть легенда, что он приходит с соседних островов. Я не знаю, они действительно в это верят или нет, но это океан возвращает острову мусор, который попадает в океан через реки. Один из вариантов, как власти попробовали решить проблему, — принятие закона о запрете использования в продаже пластиковых пакетов и трубочек. Сейчас заметно, что на Бали меньше пластика, но это не сознание балийцев, а закон, который запрещает. У местных в культуре нет заботы о том, куда и как девать мусор.  Он заботит только экспатов, которые тут живут, делают инфраструктуру, бизнес и растят своих детей.

Но это всё на юге в туристических районах. Что касается севера, то там люди живут в хижинах из бамбука и в прямом смысле слова стараются просто не умереть с голоду. Даша рассказала, что в деревнях очень много девушек, которые становятся матерями еще до 18 лет. Это связано с тем, что семьям сложно прокормить большое количество детей, и, как только девочка взрослеет, ее хотят быстрее отдать замуж, чтобы она переехала жить к мужу.

— Когда я приехала домой, то не могла отделаться от мысли, что могу спать в тёплой постели. Поразительно, что всё это происходит на острове, где такие финансовые потоки, что можно с нуля построить еще один город. Есть программы, по которым правительство помогаем малоимущим строить дома, но на деревню в 12 тысяч жителей выделяют по пять таких домов в год. Поэтому люди живут буквально в хижинах из бамбука и пальмовых веток. Но, к счастью, такие люди как Анги Ваян помогают местным, собирая пожертвования на постройку домов, починку крыши, покупку риса.

Я получила очень много новой информации, и пока мозг пытается ее переработать, найти возможности сделать проект более устойчивым. С одной стороны, мы просто даем вещам вторую жизнь, но с другой стороны, помогаем тем, кто действительно в этом нуждается. При этом, я понимаю, что глобально это ничего не меняет. Но я подумала, что помочь всем невозможно, как бы я ни хотела, людей слишком много. Поэтому буду держать максимально в фокусе свою целевую аудиторию: мамы с детьми до трёх лет. Я решила не ждать, когда разбогатею: нужно помогать уже сейчас. В этом есть смысл.

-6

Героиня подчеркивает, что для неё в проекте Bamomy больше важно не сострадание, а интерес: как придумать что-то, чтобы помочь сотням людей, как настроить процессы и создать универсальную схему. Со всеми этими вызовами Даша будет работать сейчас, пока планируется вторая гуманитарная поездка в джунгли к семьям, которые очень в этом нуждаются.

— Сейчас план такой, чтобы помощь доставлялась не только физически мной, а могла отправляться через других людей. Потом нам скидывают фотографии, кто посылку получил и дальше мы отправляем эти снимки тем, кто пожертвовал вещи. Мне кажется, это очень важно: отправлять такие фотографии людям с другой стороны, чтобы они видели, что не просто избавились от старых вещей экологично, но еще и кому-то действительно помогли.

Мы хотим построить комьюнити мам и поделиться их историями. Потому что когда знаешь историю человека, то это вдохновляет и мотивирует помогать. Как собирать эти истории? Пока сложная задача, потому что балийцы на севере мало образованы и им очень сложно формулировать свои мысли. Даже просто сказать, какие запросы по уходу за ребенком есть и что мы можем для них сделать.