Найти тему
Видеоигры и апатия

Как я сдавал диплом по JRPG

«Диплом по JRPG? Это как?» — такой вопрос приходилось мне часто выслушивать с апреля по июнь. Завидев заголовок моей работы, одногруппник усмехнулся: «Кого ты пытаешься обмануть?» «Наверное, всех» — ответил я. Судя по всему, это у меня получилось, благо ныне я дипломированный специалист по прикладной математике, а дипломная работа моя была оценена в «отлично».

«Принцип разработки компьютерных ролевых игр как элемента образовательного процесса» — так называлась моя работа. Насчет «компьютерных» я, конечно, слукавил – речь шла не о традиционных компьютерных ролевках, а о JRPG, жанре, являющемся одним из наиболее подходящим для внедрения образовательных элементов. Доказательство этого тезиса – как теоретическое, так и практическое – и стало моей дипломной работой.

С теорией, конечно, можно было позволить себе словоблудство. Рассказать о видеоигровой индустрии, обозначить ее как перспективное и популярное направление современных развлечений; на основе популярности сделать вывод об уместности использования в образовательных целях. Рассказать о жанре JRPG, его эволюции, причинах популярности; разложить по полочкам все основные составляющие подобных игр – ввести читателя в курс дела. Пнуть мертворожденное направление Edutainment, обреченное на провал по сути своей – никто не хочет играть в образовательные программы с игровыми элементами. Подкрепить цитатами из Генри Дженкинса (профессора Массачусетского технологического института, занимающегося исследованиями современной медиа-культуры и по совместительству являющимся ведущим апологетом видеоигр в Штатах – ни дать ни взять, антиподом Джека Томпсона). Сделать акцент на мотивации игроков, обеспечиваемой в JRPG возведенными в приоритет персонажами и сюжетом. Сдобрить ехидным замечанием о «самой читающей нации». Кто сказал, что взрослым не будет интересно играть в ролевушки? А книги вы зачем читаете? То-то!

От утверждений о всеобщей доступности жанра перейти к утверждениям о всеобщей полезности. Дети на квестах учатся формализации, алгоритмизации своих действий; в боях – умению принимать наиболее оптимальные решения; на головоломках – развивают память, логику, сообразительность. Подростки, целевая аудитория жанра, развивают в битвах стратегические навыки. Взрослые же – тут ссылка на профессора Рюту Кавасиму с его Brain Training – с помощью JRPG, способных отлично заменить им более пассивное времяпрепровождение (просмотр телевизора, да-да), могут поддерживать в кондиции свои извилины. Но, само собой, наибольшую пользу от подобных игр получат все же дети – и на них и был сделан акцент в работе.

Как можно добиться интеграции необходимых конкретным детям образовательных элементов в игры, спросите? Сделать игру самим. Дети неприхотливы – они могут обойтись и без реалистичности да зрелищности – поэтому самодельные игры для них будут впору. Как создавать игры? Легко! Ведь есть популярная серия RPG Maker.

Расхвалить RPG Maker XP, конечно же. Указать на крайне удобный интерфейс, делающий это, без сомнения, крайне мощное средство программирования доступным практически каждому. Подчеркнуть, что программирование ведется изначально на высоком уровне, и, оперируя непосредственно элементами, присущими конкретному жанру, можно добиться впечатляющих результатов даже работая над игрой в одиночку. Порекомендовать RPG Maker XP как родителям и учителям начальной школы для создания собственных образовательных игр, так и учителям старших классов и преподавателям ВУЗов для обучения школьников и студентов азам объектно-ориентированного программирования. Все-таки, как ни крути, никакие «билдеры» популярных языков программирования не имеют такой наглядности, которой может похвастаться RMXP.

Практическая часть, собственно, и делалась на RPG Maker XP. Шесть игровых ситуаций – от квеста и битвы до всевозможных головоломок – смоделированы и представлены программным кодом, комментариями да скриншотами. Логические головоломки, сокобан, шахматы – кто усомнится в полезности их как элемента игрового процесса; кто скажет, что игроки не будут мотивированы проходить их ради качественного сюжета? Опять же, польза практической части работы очевидна – это ведь и демонстрация интеграции образовательных элементов в игру, и ряд комментариев, на которых вполне можно учиться работать с RPG Maker XP, и шесть уже готовых игровых ситуаций, которые после минимальных модификаций можно использовать в собственных играх!

-2

Небольшая загвоздка возникла относительно того, как преподносить работу. Опытный в программировании преподаватель посоветовал сделать упор на новизну идеи, представив практическую часть как ее доказательство. Далекий же от программирования человек весьма впечатлился программным кодом (неудивительно – у меня две страницы ушло лишь на описание лишь одного хода шахматного коня) и рекомендовал хвастаться созданием системы готовых модулей для RPG Maker XP. В выступлении я ухитрился скрестить оба предложения. Подействовало.

Рецензия на мою дипломную работу легла на стол аттестационной комиссии за подписью преподавателя Натальи Одинцовой. Ни слова неправды в ней не было. И, само собой, я никому никогда не признаюсь, что взялся за это все лишь потому, что в играх я разбираюсь гораздо лучше, нежели в программировании.

Написано 13 июля 2006 года для "Страны Игр"

______________________________________

В конце июня проходят сдачи дипломов, и я как раз вспомнил, как в 20 лет защищал свой. Один из членов комиссии усомнился было в полезности видеоигр, но моментально слился после реплики "вы же не будете спорить, что шахматы полезны?".

Интересно даже, кто-нибудь до меня в России сдавал диплом по JRPG / RPG Maker?

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц