Найти тему
О еде и толстом коте.

В пути

Усатый привет! Мои человеки уехали на море. Не переживайте за меня. Я вполне себе самостоятельный зверь. Ну и за мной ухаживает соседка.

От безделья в поезде человек начинает активно кушать. 

Культура питания на железной дороге имеет свою самобытную историю…

В Российской Империи пассажиры поездов питались в буфетах на небольших станциях и в ресторанах на крупных. Персонал заведений общепита заранее оповещался по телеграфу о количестве пассажиров, прибывающих тем или иным поездом. И к их приезду, соответственно, готовили свежую еду и накрывали столы.

Буфеты делились по классам. В буфетах первого класса подавали первые и вторые блюда, напитки и холодные/горячие закуски. 

Пассажиры победнее брали снедь с собой. На любой крупной станции стояли будки - "кубовые для кипятку". В них пассажиры приобретали кипяток и заваривали припасенную или приобретённую у проводника заварку. 

В период революции и гражданской войны, по моему скромному мнению, посредством ЖД сообщения передвигались только воинские подразделения, питание которых мы как-нибудь с вами рассмотрим. 

В годы НЭПа станционные буфеты поступили в распоряжение кооператоров. Питание было очень и очень неплохим. Эти заведения упоминают в своих книгах Ильф и Петров, Зощенко… 

В конце 1950-х гг. на платформах станции появились столы с "зонтиками", на которых местные предприниматели продавали пирожки, жареных курей, вареную картошку и мутный самогон соленые огурцы. Пассажиры с аппетитом закусывали в ожидании отправления своего поезда. 

В 1960-х началась эпоха вагонов-ресторанов. Я думаю, что они достойны отдельного поста, поэтому как-нибудь напишу о них. 

В фильме "Вокзал для двоих" показана организация питания пассажиров по системе комплексного питания. Классика жанра - первое, второе и компот. Всё не дороже 1 рубля. 

Во все времена традицией в этой стране была еда всухомятку, взятая из дома. Это яйца вкрутую, огурцы, соль в спичечном коробке, копченая колбаса, хлеб, жареная курица. Человеконенавистники брали на станциях копченую рыбу. Вкупе с запахом креозота и немытых ног всё это создавало непередаваемое амбре плацкартного вагона поезда Владивосток-Калиниград. 

В 90-е этот запах разбавлся запахом быстрорастворимой лапши и сухой картошки. 

Пассажиры нулевых добавили в своё меню чипсы и сухарики… 

Ну а сейчас сложностей с едой нет никаких. 

При приобретении билета можно заказать завтрак/обед/ужин (меню на сайте РЖД).

На любой станции можно заказать к вагону доставку. Хоть пиццу и шаурму, хоть лобстеров и дифлопэ… 

Любите себя, чаще путешествуйте, набирайтесь впечатлений. 

#кот #ученыйкот #история #еда

#историяеды #кулинарныеистории #вагон-ресторан #ржд #поезда

-2