6 апреля 2021 года меня взяли на работу по специальности. Тружусь в дополнительном образовании: педагогом-организатором и педагогом дополнительного образования. Плюсом присутствует фриланс-занятость.
За минувшие чуть больше года я что-то понял. О работе и жизни вообще. И решил как-то упаковать мыслишки.
Всё, что будет дальше, я вывел или проверил на своём опыте. Быть может, через время я скажу всё по-другому или вообще скажу другое. Но пока так.
Как устроена статья:
- В подзаголовках — тезисы. Это как раз те постулаты, что получены за год работы.
- Под ними — их интерпретация и примеры. Чтобы было понятнее, что имею в виду.
- В конце — рекомендация. Какую книгу почитать.
Итак, погнали.
1. Обращаться с собой, как человеком, за которого я ответственен
Допустим, близкий вам человек устал. Капитально так, основательно. Даже иммунитет ослабел, сон испортился и аппетит улетучился. Как вы поступите? Наверное, предложите отдохнуть. Купите витамины, отберёте ноутбук и заварите крепкий сладкий чай. Быть может, даже включите интересный фильм. А потом — позовёте на прогулку.
А что, если этот человек — вы? Скорее всего, дотянете до «победного». До момента, пока не поднимется температура и поход в душ будет казаться подвигом.
Это не очень ответственно по отношению к себе.
Давайте рассмотрим два варианта.
Первый:
❌я работаю 72 часа в неделю и пренебрегаю собой, своими интересами → меня хватает на три месяца → потом я выгораю, заболеваю и полгода восстанавливаюсь
Второй:
✅я даю себе отдыхать и слежу за здоровьем → если работается, то работаю, если нет, не мучаюсь → живу полноценно, разнообразно и на дистанции получаю больше выгод
Выбор, конечно, за каждым отдельным человеком. Только, когда видишь абсолютно выгоревших людей, не хочешь оказываться в их числе. Хочется любить работу, последовательно зарабатывать, личностно и профессионально развиваться. И лучший способ так жить — соблюдать гигиену труда, отдыхать, хорошо питаться и заниматься чем-то ещё.
Чтобы лучше воспринять мысль, прочитайте вслух:
Я у себя один. У меня есть обязательства перед собой, близкими и работодателем и клиентами. Если я надорвусь, то подведу и себя, и их. Оно мне надо?
2. Не приставать к детям, когда они катаются на скейте
В прошедшем учебном году я работал с семилетками. Это адово, когда тебе 20, и ты без опыта. С первой минуты стало ясно, что будет хаос, жесть и много нервов.
Семилетки — это такие существа, которым нужно бегать, прыгать, много смеяться и всё трогать. А я — существо, которому нужно всё держать под контролем. Совместимость у нас на уровне нуля.
Я говорю: «В пары». Они разбегаются и лезут на скамейки.
Я говорю: «Открываем альбомы». Они берут маркеры и рисуют на доске.
Я говорю: «Ждём меня». Они летят в кабинет, как будто это голодные игры.
Злость, апатия, паника, нежелание идти на занятия. Вот такие у меня были замечательные спутники. А потом я вспомнил о замечательном правиле из книги и понял, что детям нужно бегать, беситься и раскидывать фломастеры. И не надо слишком сильно их мурыжить.
Что под моим контролем? Моё настроение, мои слова, моё видение занятия. Я могу смириться с беспорядком, много объяснять и проводить занятия, где есть движуха.
Настроение детей, их привычки, их особенности — не моя сфера контроля. Я могу лишь косвенно на них влиять. Последовательно расширять свои «полномочия».
Но что ещё более важно:
детям нужен допустимый уровень свободы, опасности и неопределённости.
Им нужно бегать, прыгать и где-то лазать. Моя задача сделать так, чтобы они не расшибли себе лбы, когда будут падать.
К слову, под конец года мы научились ходить в парах…
3. Видеть себя и своё развитие
На финансовой мотивации долго не вывезешь. Особенно, когда понимаешь, что деньги — следствие полезности. Поэтому важен смысл. А смысл человек придумывает себе сам.
Есть люди, которые не видят себя в профессии. Поэтому все их действия несколько скованные, неуклюжие. У них нет некоего идеала, что ли. Нет образа, ради которого сейчас нужно трудиться.
Это приводит к апатии, выгоранию. Зачем здесь работать, если я не хочу сюда приходить и дальше развиваться? Ради денег? Окей, так можно. Только мышление становится чересчур узким и однобоким. И через время перестаёт работать.
Если сформировать образ Я-профессионала, будет интереснее. Даже при условии, что сейчас человек занят на временной халтурке. Смотрите:
- Я работаю, чтобы оплачивать квартиру, платить за вай-фай и пить кофе в Цехе 85…
Как-то грустно, нет? А если:
- Я — будущий тьютор, который работает с бизнесменами и организует их развитие. Я создаю эффективные образовательные курсы, которые помогают молодым педагогам развиваться в профессии. Мои навыки позволяют…
Больше смысла, больше образов, больше вдохновения.
Образование намного шире, чем «учитель», «педагог». Здесь много работы, много денег (ну или будет скоро) и путей развития.
Главное — видеть потенциал. А инструменты найдутся по пути.
4. Давать выход агрессии и другим негативным эмоциям/мыслям
Дети иногда бесят, а коллеги — надоедают. Это нормально. И испытыватьнегативные эмоции — тоже нормально. Не следует их отрицать. Но превозносить — тоже не стоит. Лучше научиться с ними работать.
Эмоция — это маркер. Её может спровоцировать ситуация, мысль, какой-то другой раздражитель. Я могу просто устать, не выспаться и потому — быть раздражённым. Ключевое здесь — научиться замечать причины негатива.
Когда видишь причину, можешь подобрать инструменты. У меня частенько накапливается агрессия. На работе стараюсь ни с кем не ругаться, не конфликтовать. Из-за этого (наверное) накапливается злость/гнев. И мне его нужно либо вербализовать, либо как-то иначе выразить вовне.
Выручают дневник и спорт:
- Дневник может быть разным. Иногда я пишу, иногда записываю голосовые в закрытый тг-канальчик. Бывает, что выписываюсь на рандомные листы А4. Частенько творю какие-то рассказики, стишки.
- Спорт помогает сконцентрироваться на теле, испытать приятную боль, продышаться. Это всегда полезно. Не нужно покупать абонементы в зал, дорогую форму. Достаточно коврика для йоги, лямок для турника и резинок для приседаний. Если сильно хочется, можно купить кроссовки и скакалки.
Если вы не любите писать, попробуйте петь. Если не любите спорт, попробуйте гулять за городом. Сколько людей, столько и инструментов. Важно здесь — замечать эмоции, управлять ими и давать им выход. Тогда трава будет зеленее, небо голубее, а работа — работнее.
5. Заниматься чем-то ещё (например, личной жизнью)
Есть люди, которым важно чего-то добиваться. Со временем эта тяга становится не совсем здоровой, превращается в самоцель и заполняет всё свободное пространство. Любые результаты кажутся мизерными, личные проблемы пухнут и гноятся, дом обрастает хламом и пылью. Итог — вечная работа, расстройства настроения, отсутствие друзей и хобби.
Что делать? Понять, что работа — это сфера жизни. Одна! Есть другие: здоровье, семья, саморазвитие, духовность, спорт… Сколько придумаете, столько и оставляйте. И на них обращать внимание — важно и нужно.
Может, у меня травмочка какая-то внутри? Или с отношениями что-то не так? Поговорить, может? Или расстаться? Или наоборот? А как я хочу? А что мне нравится? Не нравится? Подвигаться, что ли? Или на растяжку сходить, а после на кофе?..
Это клубок, который нужно систематически разматывать. Для себя, прежде всего. Может, вы занимаетесь чем-то таким, что съедает энергию и душит. Может, у вас есть давнишнее дело, которым вы хотите заняться. Займитесь сейчас!
Как вы поняли, личная жизнь — это отношения с собой, с семьёй, с партнёром. Это хобби, отдых, внутреннее состояние, друзья и любимые маленькие делишки. Это конфликты, тревоги и всё то, что мы глушим работой.
К примеру, зимой я понял, что работаю не в ту сторону и страдаю от недостатка общения с прекрасным полом. Начал менять: убирать лишние процессы, освобождать время для прогулок и прорабатывать внутренние блоки.
6! Если работаешь, надо работать
Это формулировка моего преподавателя. Понимать можно по-разному. Расшифровывать не стану. Пусть будет загадочным бонусом к тем пяти, что выше.
Заключение
Итак, тезисно:
- Заботиться о себе, как о человеке, за которого я ответственен.
- Не мешать детям, пока они катаются на скейте.
- Видеть себя и своё развитие.
- Давать выход агрессии и другим негативным эмоциям.
- Заниматься чем-то ещё (например, личной жизнью).
- Работать, если работаешь.
Что-то тут очевидно, что-то нет. Предлагаю порассуждать и подумать. Надеюсь, было полезно!
Закончу рекомендацией для чтения и фразой:
Советую «12 правил для жизни» Джордана Питерсона. Это лучшая книга по саморазвитию.
«Не всё, не сразу и поспать». Максим Ильяхов
До новых статей!