История прославленного эскадренного миноносца или сокращенно эсминца «Новик» (под этим именем корабль служил вплоть до Октябрьской революции) началась в Санкт-Петербурге в здании Адмиралтейства в августе 1905 года. Тогда Морской технический комитет решал судьбу двух миллионов добровольно пожертвованных рублей, которые удалось сэкономить в ходе строительства 18 минных крейсеров. Комитет под председательством вице-адмирала Зиновия Рожественского постановил, что на эти деньги будет построен абсолютно новый корабль, равного которому в мире нет.
Зиновий Рожественский, а именно он командовал 2-ой Тихоокеанской эскадрой в печально знаменитом Цусимском сражении, в тот период подвергался за свое поражение настоящей травле, а Морское министерство иначе, как Цусимским ведомством не называли. В таких условиях российскому флоту нужен был символ возрождения. В воздухе витало желание построить целиком и полностью русский корабль, отвечающий всем современным требованиям. Эпоха масштабных морских сражений, когда огромные армады шли друг на друга в открытом бою, потихонечку уходила в прошлое: наступало время новых средств ведения войны на море, а это подводные лодки, аэропланы, морские мины. Молодые офицеры, прошедшие русско-японскую войну, настаивали на том, что корабли нужно вооружать как можно большим количеством торпедных аппаратов. Кроме того, минные крейсеры должны обладать еще большей скоростью, ведь немцы уже строили корабли, способные развивать до 30 узлов, а это порядка 55 км/час. Сегодня мы попытаемся узнать, удалось ли военным инженерам удовлетворить пожелания русских моряков и построить эсминец нового типа.
После того, как решение о запуске проекта было принято, известный математик, инженер и кораблестроитель Алексей Крылов сформулировал технические условия конкурса по созданию нового эскадренного миноносца. Технические условия были следующие: водоизмещение – 1000 тонн, скорость – 33 узла, (это 61 км/ч), вооружение – 2 пушки, 4 пулемета, 3 торпедных аппарата, ну и самое современное на тот момент – турбина Парсонса в качестве энергетической установки. Эти условия Крылова были разосланы всем судостроительным заводам России с условием, что в течение двух дней они должны дать ответ по срокам и стоимости строительства, но данный госзаказ почему-то ничье внимание не привлек. Тогда в Адмиралтействе решили объявить международный конкурс, рассчитывая, что появление иностранных конкурентов простимулирует наших производителей.
В середине 1908 г, начали рассылать приглашения а с октября стали поступать проекты корабля. В финале на рассмотрение попали 4-х российских заводов – Адмиралтейского, Крейтона, Невского и Путиловского. В итоге победителем был признан проект Путиловского завода, разработанный инженерами Дубицким и Василевским. На строительство отводилось 28 месяцев, а стоимость оценивалась в 2 190 000 рублей, это более чем в два раза превосходило стоимость миноносца старого типа. Сегодня верфь, которая раньше носила название Путиловской, называется Северной. Именно здесь строился эскадренный миноносец «Новик».
На тот момент Путиловский завод уже более века работал на нужды отечественного флота: сначала он отливал пушечные ядра, затем занялся прокаткой корабельной стали и балок. С появлением миноносцев он выпускал торпедные аппараты. Но самое важное для нашей истории произошло в 1887 году, когда в устье реки Екатеригофки были заложены первые стапели для строительства кораблей. С этого времени началась судостроительная биография этого завода.
19 июля 1910 г. на Путиловском заводе состоялась закладка нового эсминца. Корабль строился на добровольные пожертвования, поэтому церемония закладки была очень торжественной, с большим количеством зрителей. Через 11 месяцев эсминец пустили на воду, к этому времени его уже внесли в список судов русского флота и зачислили в класс эскадренных миноносцев под названием «Новик». Это имя он получил в честь героически погибшего в русско-японскую войну крейсера. «Новик» – так называли молодых дворян, достигших 15-летнего возраста, но еще не зачисленных на военную службу.
Едва новобранец был спущен на воду, как сразу установил рекорд скорости – 37, 5 узлов (почти 70 км/ч). Рекорд продержался аж до 1917 года. Гордые за наше судостроение отечественные газеты писали:
«Немецкие эскадренные миноносцы завода Шихау спроектированы на 35 узлов, а наши русские «Новики» уже прямо проектируются на 36 узлов. Вы представляете себе судно, идущее с такой скоростью?»
Но главным достижением на зависть конкурентам было вооружение. Только представьте себе: 4 пушки калибром 102 мм вместо положенных по конкурсу двух, мощное торпедное вооружение – 4 двухтрубных аппарата вместо конкурсных трех. Представляете, какой залп он мог дать по врагу! А еще «Новик» легко мог взять на борт до 50 мин заграждения.
Сочетания сильной артиллерии и мощного торпедного вооружения, управление которые было централизовано и даже в некоторой части автоматизировано, стало революционным для того времени. Кроме того, «Новик» стал первым эсминцем в России, работающим целиком на жидком топливе. Линкоры и крейсеры еще топились углем. Так перед Первой мировой войной страна получила не просто лучший корабль в своем классе, но и образец для всего мира. С 1911 по 1916 годы будет построено 30 подобных эсминцев.
29 августа 1913 года испытания нового эсминца «Новик» признали завершившимися, а сам корабль – годным для приема в казну. Уже 21 сентября он прибыл в Санкт-Петербург и пришвартовался здесь, на Английской набережной. На борт поднялись сиятельные особы: морской министр Иван Григорович и даже сам император Николай II. Государь остался так доволен осмотром нового корабля, что подарил кают-компании свой портрет с автографом.
Если попасть на действующий флот было мечтой каждого молодого офицера, то служить на «Новике» считалось особым счастьем у моряков-балтийцев. Контр-адмирал Гарольд Граф вспоминал о своем ликовании, когда его, тогда молодого лейтенанта, назначили на чудо-эсминец младшим минным офицером. Да и как было не торжествовать, попав на самый современный корабль не только русского, но и мирового флота.
С самого начала войны «Новик» заслужил у врага прозвище «неуловимый». За ночь он мог добраться до немецких берегов, расставить мины и вернуться обратно в территориальные воды России. В книге контр-адмирала Графа есть любопытный эпизод о работе эсминца в Данцигской бухте.
«Постановка была начата в 01:55, причем, мины ставились через 10 секунд каждая. Через 8 минут 20 секунд уже все было кончено. Вдруг около 2 часов 30 минут ночи вахтенный начальник заметил справа какой-то силуэт. Нас, очевидно, там тоже заметили, потому что начали нам делать опознавательные сигналы каким-то белым квадратным фонарем. Не желая себя обнаружить, мы ничего не ответили и увеличили ход до 32 узлов. Тогда неприятель включил прожектор и начал стрельбу, снаряды до эсмница не долетали, только один лег сравнительно близко, а через несколько секунд в свете фонаря никого уже не было. «Новик» благополучно ушел от неприятеля благодаря высокой скорости».
Через некоторое время после этого похода были получены сведения, что на заграждении, поставленном русскими кораблями, подорвался большой броненосный крейсер «Фридрих Карл». Позже там же погибли германский пароход «Бреслау» и эскадренный миноносец «S-149». Благодаря своей скорости «Новик» мог ставить мины дальше и быстрее остальных кораблей. Вообще Первая мировая, во время которой было установлено 310 000 морских мин, была его войной.