Хочется прокомментировать одно нашумевшее заявление. Вице-президент гильдии риэлторов Московской области Сергей Власенко 24 июня в эфире «Радио 1» сообщил: за последние несколько месяцев спрос на квартиры в Московской области упал в 4–5 раз. Падение спроса было зафиксировано среди сделок как по вторичному, так и по первичному жилью. На одного покупателя недвижимости Подмосковья приходится пять продавцов.
Заявление получилось ярким, цитируют его все кому ни лень (я тоже). И хотя все понимают в какой дыре мы оказались, сказанное не лишено налёта сенсационности. Слишком мало времени прошло - все помнят каким «горячим» был рынок недвижимости ещё совсем недавно.
Между тем никакой сенсации. Покупателям просто неоткуда взяться. Всё замерли в напряжении и к крупным тратам не расположены. Покупатели – это «где-то» работники, а это «где-то» проседает мощно и равномерно по всем фронтам (отраслям и сферам деятельности).
ЦБ представил результаты опроса предприятий за май (Информационно-аналитический комментарий: «Мониторинг предприятий: оценки, ожидания, комментарии. Май 2022 г.»). Опрос проводится уже более 20 лет и охватывает более 14 тыс компаний. ЦБ стал публиковать его полные результаты лишь месяц назад. Ранее публиковались только Индексы ценовых ожиданий. По результатам опросов ЦБ рассчитывает, в том числе, и Индикатор бизнес-климата (ИБК), близкий аналог немецкого IFO.
Индикатор бизнес-климата Банка России характеризует текущие оценки условий функционирования бизнеса и их перспективы. ИБК рассчитывается ежемесячно на основе балансов ответов, определенных по ответам руководителей предприятий на следующие вопросы:
* Как вы оцениваете изменение объема производства? (увеличился/не изменился/уменьшился/отсутствовал);
* Как изменился спрос на продукцию предприятия? (увеличился/не изменился/уменьшился);
* Как изменится в следующие три месяца объем производства продукции? (увеличится/не изменится/уменьшится);
* Как изменится в следующие три месяца спрос на продукцию? (увеличится/не изменится/уменьшится).
Таким образом, ИБК формируется из двух компонентов – текущий бизнес-климат и ожидаемый бизнес-климат (перспективы).
Методология понятна, а теперь смотрим наглядные результаты:
Как мы видим, только руководители предприятий из аграрного сектора чувствуют себя хорошо сейчас, и ожидают неплохие результаты для себя в ближайшем будущем. Все остальные в глубоком унынии. Строительство не исключение.
Люди, работающие в сваливающихся в штопор отраслях прекрасно осведомлены о проблемах своих предприятий. В непростое время, разумеется, у всех «ушки на макушке». Напряжение у руководителей передаётся и подчинённым. Ощущения неуверенности в завтрашнем дне разлито в воздухе (не затронув, разве, сельчан). Так откуда свалится на головы заждавшимся продавцам (вторички, первички, неважно) тепленьким, готовым на всё покупателям. Неоткуда.
Пока не закончится тремор у руководителей, пока не появится видение завтрашнего дня и какой-никакой горизонт планирования, рынок жилья будет на голодном пайке.
Один к пяти! А что, неплохо. Значит кто-то с деньгами и вовсе не встревоженный ещё остался.
Может, сельчане?
✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅✅
(* Прим. Предлагаю площадку канала, как платформу для всех желающих, которым есть что сказать по теме взаимоотношений дольщиков и застройщиков, а также вообще, о ситуации на рынке жилья).
ПРОСТО ЯИЧНИЦА
живопись, масло, 100x70 см
Дмитрий Анненков
📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩📩
Последние публикации канала:
-------------------------------------------------------------------------------------------------