Развлекаю себя в поезде: 6 часов до Москвы, чтобы не было скучно - попишу.
Я уже говорила, что с недавнего времени стала ходить в баню. Кто не помнит или пропустил: после того, как начали работать волонтерами — придумали себе вот такое отвлечение-перезагрузку.
Первое впечатление — я хожу в баню! Ого! Что-то новенькое и вообще это оказалось классно. Потом я начала осматриваться. Нет, с первым впечатлением все по-прежнему: приятно, переключает, все сопутствующие состояния - от сна в банный день в режиме «как убитая» до последствий массажа и скрабов. Все в порядке, в общем. Осматриваться я начала по сторонам и примечать интересное.
Сначала хочу сказать, что в Питере существует банная культура, но не в том виде, как в Сибири. Мы иногда выбирались в Кемерово в баню. Это всегда место, где можно снять отдельный номер на компанию, попить чая (или чего покрепче), попариться, поплавать в бассейне. В Питере тоже все такое есть, но антураж этих заведений однозначно подсказывает, что дело здесь не в компании, не в чае и не в милых посиделках: красные кровати, джакузи, шесты… сами понимаете. Конечно, конеееечно, есть и такие номера, которые я описала в Сибири, но их в разы меньше (в пересчете на душу населения) и они гораздо дороже (не на каждую неделю, скажем - на праздник можно со средним достатком). Опять же… я могу ошибаться, мое исследование банных услуг было поверхностным, скорым. Может я не там искала.
Вместе с этим, банная культура в наличии. И наличествует она в общественных банях. Про это и хочу рассказать. Мы ходим в Ямские бани, сотня шагов от метро Владимирская, чуть вглубь, на улочки, по которым ходил Достоевский с друзьями (в соседнем доме от того места, куда мы ходим — его музей, говорят, и он ходил туда). Как и все, что находится в центре Питера, бани имеют более чем столетнюю историю. Четырехэтажное здание, конечно, уже отремонтированное по-новому. Но то, что похоже не меняется — это традиции, которые передаются фанатами (это не любители) бани. Мы пересекаемся с ними в общей парилке русской парной (финская и хамам - у нас отдельный). А! Почему отдельный? Потому что мы берём т.н. «первый класс» - это когда у тебя отдельная маленькая кабинка для раздевания, в которой ты можешь передохнуть между подходами, отдельный джакузи, отдельные другие парные. От общего класса, но не от посетителей первого. «Общий класс» - это общая раздевалка, только русская парилка. Как у общего, у первого, совместная с посетителями одного класса, наверное, это называется помывочная, где тазики, душ, купель и небольшой бассейн. Изобилие голых женских тел, избавляющих тебя от комплексов и навязанных представлений об идеальности — обеспечено.
Во всех классах есть фанатики. И там, и там. Это те, кто знает как нужно посещать баню и, с щедростью, делится знанием (даже если этого не просишь). То, как ты завариваешь веник, как укладываешь тушку на полке, как замахиваешься веником, окунаешься в купель - выдаёт в тебе дилетанта, позорящего банное дело. О чем, непременно, ты будешь информирована. Я тут без обиды и сарказма - это даже, в какой-то степени, изюминка.
Профессионалы-фанатики держатся стайками. Они выполняют свою миссию с глубоким чувством ответственности и миссия их не только в обучении тупоголовых искусству самопарения, но и в отмывании полов в парилке, в поддавании жара, в проветривании. Кто им эту миссию вменил? Нет, не администрация бани, а предки. Предшественники-фанатики-профессионалы. Их стайки сосредоточены, серьёзны и ответственны. Они рассыпаются по парилке, усаживаются на жёрдочке в месте парения вениками и…
…сначала - тишина… гробовая, никто из них не разговаривает, они сидят, смотрят перед собой или, поставив локти на колени, укладывают головы на кисти рук. Конечно, все в шапочках!
…потом кто-то говорит: «Давай!» и стайка понимает над собой веники, мелкими движениями они создают такую вениковую вибрацию, опрыскивая себя капельками дубового или березового настоя, капающего с соответствующего веника…
…это длится секунд 30 и парочка участников стайки, начинает размахивать вениками над головой, нагнетая пар…
…кто-то из стайки делится по двое, кто-то предпочитает самостоятельно, начинается хлопки, шлепки - пошёл процесс!!! «Ах, хорошо! Ух, хорошо!!!» - обязательное звуковое сопровождение. Долго париться не нужно: сердцем не рискуют. Так же, стайкой, снимаются с жёрдочек и убегают в свой отсек - прыгать в купель. Ну и что-то ещё делать, наверное: не знаю, что в их классе.
Из нашего класса мне попадались знатоки. Это те, кто консультирует по запахиванию веников, например. Или, вот буквально в последнее посещение, настойчиво заставляющая меня: «Полностью положи ноги на полок! Положи, говорят тебе, ты кровоток перекрываешь!!! Не слышит, не ложит! Ну как знаешь, я предупреждала». А я не «ложу» не потому, что вредная, а потому, что полок такой горячий, что кажется кожа слезет, если я прикоснусь к нему не через простыню.
Все эти особенности, условные правила, традиции - передавались из уст в уста поколениями банщиц. Центр - это коммуналки, в них проблематично с культурой мытия. Бани знают об этом, устраивают чистые часы, дни. В такие моменты особенно ладно, особенно много информации.
Но меня это не пугает, не раздражает, хотя, конечно, это странный акт перехода личных границ: голые женщины советуют как тебе, голой, делать баянные дела правильно. Это странно и, одновременно, колоритно. Пока отношусь к происходящему как к возможности понаблюдать за особенностями такого нестандартного (для меня) формата обмена опытом. А там посмотрим, может надоест, а может я сама в стаю вступлю и буду несмышлёных тёток уму разуму учить и глаза закатывать от того, как они в тазы веники пихают.
А на фото - Владимирский собор. Он как раз там же. Не карточки же голых женщин, ей богу, к посту прикреплять😉