Найти тему
Мама в спорте

Впечатления от Нальчика почти 25 лет назад в 13 лет и сейчас в 37

Когда мне было 13 лет, я от школы поехала в санаторий в Кабардино-Балкарию. До этого я от дома и мамы ещё ни разу в своей жизни не отрывалась и не покидала пределов родной области. Была лишь один раз вместе с мамой в подмосковном санатории, и каждое лето к бабушке с дедушкой ездила в нашей же области. А тут я одна поехала очень далеко – в Нальчик. Из моего класса было несколько мальчишек, но мы не дружили, а все остальные были совсем мне не знакомы. Мне было страшно.

Я вообще жутко боялась новых коллективов и ни за что не согласилась бы на эту поездку, но ехать я должна была с ближайшими подружками из моего класса, однако случилось так, что изменились какие-то там законы, и дети имели право бесплатно отдыхать только раз в год, а мои подружки летом были в лагерях. Всё это выяснилось в последний момент, и я осталась одна, не сбежала из автобуса только из чувства ответственности, а ещё из желания увидеть горы.

В Нальчике всё мне было интересно, всё нравилось, и самое удивительное, что все вокруг были приветливы и доброжелательны, а ведь дома нас пугали террористами (шëл 1997 год). Именно поэтому наверно путëвки остались невосстребованными, и их поштучно раздали в разные школы детям тех родителей, которые согласились. Первая чеченская война к тому моменту как будто завершилась, а вторая ещё не началась.

В Атажукинском парке. Хотя могу ошибаться, всё сильно изменилось, но было это недалеко от нашей гостиницы. Фото 1997 года.
В Атажукинском парке. Хотя могу ошибаться, всё сильно изменилось, но было это недалеко от нашей гостиницы. Фото 1997 года.

Мы жили в гостинице Нарт, а на процедуры нас возили в какой-то санаторий. Процедуры мне не нравились, а жить в гостинице и гулять возле речки нравилось. Гостиница на тот момент была самым высоким зданием в городе, я, никогда в жизни не бывавшая даже на 9 этаже, была потрясена видом из окна комнаты на 14 этаже, в которой я жила.

Мне нравились приветливые кавказцы, работавшие на кухне, они хоть и были бородатые, но совсем не казались мне похожими на террористов. Мне вообще все нравились, и толстая тëтенька из санатория, которая позволила мне посещать ванну в купальнике, я ужасно стеснялась раздеваться, тем более, что там ничего не закрывалось и ширм не было, и наши хулиганы-мальчишки иногда пытались забегать к девочкам. Видимо, кавказской женщине были понятны страдания девочки, а вот в подмосковном санатории мне запретили быть в купальнике. В общем в Нальчике все казались мне милыми и чудесными.

На экскурсии в Приэльбрусье. Фото 1997 года.
На экскурсии в Приэльбрусье. Фото 1997 года.

Когда я с семьëй в прошлом году была в Нальчике, те детские сентиментальные воспоминания помогли мне сохранить в сердце любовь к этому региону, потому что в этот раз я увидела и негатив со стороны местных, казалось, что только факт моей многодетности смягчал их к нам отношение.

В открытом термальном бассейне моей маме запретили быть в шортах и футболке, которые она приобрела для этой цели и переоделась там, но совершенно спокойно относились к кавказским женщинам в платках, которые заходили в воду в длинных многослойных платьях или лосинах и кофтах с длинным рукавом. Я понимаю, что традиции и всё такое, но неприятно такое разное отношение к туристам. Неприятно, когда таксист делает замечание, что неподобает женщинам ходить в шортах (на мне были шорты до колен). Неприятно, когда в разговоре при тебе (и возможно о тебе) вдруг переходят на свой язык, а потом обратно на русский. И вообще часто казалось, что на людей со славянской внешностью смотрят с неприязнью.

Только не вздумайте никто обижаться. Конечно, так поступают не все, и возможно даже меньшинство. Просто то, что ранит, запоминается.

Может быть всё это было и в 1997 году, но, будучи ребëнком, я ничего такого не заметила и не почувствовала. Но зато сейчас заметила, что к детям местные жители относятся очень доброжелательно, и к многодетным родителям тоже.

Когда мы были в кафе, сотрудница увидела, что у меня трое детей и подарила каждому по мороженому, и отказалась брать деньги, сказала, что я молодец, мол, обычно русские здесь малодетные. Такое тоже запоминается.

Хотя, когда в самом начале нашего отдыха, я спросила в городском парке нет ли льгот для многодетных, мне довольно резко ответили, что "нет, здесь все многодетные".

Мои старшие дети (на тот момент 9 и 8 лет) остались в восторге от Кабардино-Балкарии, как и я в свои 13 лет. Младшему двухлетнему пока везде хорошо, где мама рядом. Ну а у меня осталось двойственное ощущение. Вроде и красота кругом, и местами кавказское радушие, но и несмотря на лозунг "Навеки с Россией", который провозглашён в республике, чувствуется, что кабардинцы и балкарцы не отождествляют себя с русскими, более того, они и друг с другом, по-моему, не очень ладят.

Мы ещё вернëмся в Кабардино-Балкарию, очень уж невероятная природа вокруг и интересный регион. Да и просто мила мне Кабардино-Балкария благодаря детским воспоминаниям не смотря ни на что.