Вы когда-нибудь замечали, что носы некоторых пассажирских самолётов чёрные? Причём не у всех, а только у определённых. Эта довольно странная на первый взгляд особенность идёт ещё с самого начала становления реактивной пассажирской авиации, когда двигатели авиалайнеров были чисто реактивными и "худыми". При этом некоторые авиакомпании до сих пор сохранили эту традицию и продолжают заказывать носы чёрного цвета для своего авиапарка.
И всё дело в том, что в носовой части пассажирских самолётов как правило расположен метео радар. Он нужен для сканирования воздушного пространства в режиме реального времени на предмет облачности, грозовых фронтов и тому подобного. И поскольку лучи радара, как испущенные, так и принимаемые им отражённые лучи, не проходят через металл, то носовые обтекатели этих радаров - фактически кончики носов самолётов - делают обычно из стекловолокна, а не из авиационного дюралюминия.
Но если вдруг пассажирскому самолёту не удастся облететь например облако с градом, то его носовая часть может сильно пострадать. Плюс ко всему носовое столкновение с птицей тоже вызывает повреждения. Фотографий последствий таких непредвиденных встреч в воздухе довольно много, и они говорят сами за себя:
Разумеется, при повреждении обтекателя, радар уже не может работать корректно. И чтобы защитить этот носовой обтекатель авиаконструкторы решили надевать на нос самолётам резиновую накладку. Этот так называемый "накладной нос" именно чёрного цвета, потому что сама резина чёрного цвета. Поначалу ведущие производители хотели окрашивать эту резину в массе, но авиакомпании были против. Потому что чёрный нос как бы намекает, что метео радар защищён.
Вся суть защиты сводилась к тому, что между этим резиновым накладным носом и самими обтекателем был приличный воздушный зазор. Этот воздух внутри работал как амортизатор и поглощал энергию удара, оставляя при этом целым сам обтекатель. В современных же пассажирских авиалайнерах резиновые накладки на нос были заменены на более износостойкий ПВХ (поливинилхлорид), который окрашен в цвет фюзеляжа самолёта. Однако некоторые авиакомпании продолжают хранить верность этой традиции и заказывают окраску носа в чёрный цвет.
Также здесь справедливости ради нужно отметить, что некоторые авиакомпании заказывают белый нос. И делают они это по нескольким причинам. С одной стороны они хотят выделиться на фоне "черноносых" конкурентов. А с другой стороны у этого белого пятна на тёмном фоне есть и вполне конкретные технические причины.
Вот как комментирует такую необычную окраску у Эйрбаса специалист по нанесению этих покрытий Йен Мак-Карти:
Самый кончик, который вы видите, белый, это антиэрозионное покрытие и резиновая текстура. Черный — антистатическое покрытие. Это предотвращает накопление статического электричества на обтекателе и помехи для радара. Но у него есть второстепенная функция, которая заключается в контроле и проведении удара молнии по остальной части планера. В кожух обтекателя вставлены металлические шпильки, называемые грозозащитными разрядниками.
Они соединяются с медным стержнем внутри обтекателя (раньше они были внешними), которые пропускают ток к планеру для разрядки. Антистатик должен применяться правильно, чтобы сопротивление находилось в пределах допусков, указанных в CRM (Руководстве по ремонту компонентов), и оно контролировало скорость, с которой ток проходит к этим разрядникам.