Пятый альбом «Метлы», он же «Чёрный альбом», является по мнению металлоидов творческим пиком группы, водоразделом, делящим дискографию на «до и после».
А для прочей слушающей публики, типа меня, он какой-то «особенный», более доступный по восприятию, чем прочие.
Я погуглил тему, собрал информацию и мнения любителей, чтобы удостовериться и после короткого вывода перейти к описанию свойств пятиканального ремикса – задачи моего канала.
Исполнитель: Metallica – Metallica (1991, металлический трэш)
Результаты поиска, в общем, только подтвердили мои выводы насчёт феномена «Чёрного». Коротко говоря, на то существует несколько причин:
- две великолепные баллады (плюс неформатная металлу оркестровка);
- и максимально возможный для этой группы минимум «трэша» в музыке.За это бесспорную заслугу фаны называют его «коммерческим» с ругательным оттенком. Ну, посыл к чёрту, типа такой. Когда же «Метла» снова наддала дряни молотилова (не кидайтесь в меня дрянью, я только дословно перевёл слово thrash, превратив его изначальную глагольность в имя существительное) в последующих альбомах, то опять получила фанатское «бу-у-у-у-у-у-у»… Трепетные души у этих металлеров. Не угодишь.
С моей точки зрения тут всё просто. Ребята чуть-чуть напряглись в сочинительстве и сотворили всё лучшее, на что способны (= запрещённые правильные мелодии). Превзошли себя, вышли за границу, куда таких, как они без намордника не пускают. А потом либо лень мешала, либо скудоумие, либо оглядка на мнение фанатов. А их не понять (см. абзац выше). Скорее, думаю – интеграл.
Впрочем, die-hard-фанам также досталось от былого кайфа: всё пронизано сладким трэшаком, включая баллады, есть кое-какие удачные вещи (5 синглов, однако!) и филлеры - заполнители объёма. Да, они больше всего напоминают ту музыку, которую играла «Метла» с самого начала 80-х. Вы найдёте их во второй и третьей четверти альбома… Ну, все эти вещи, как «Of Wolf And Man», «The God That Failed», «Don't Tread On Me»… По правде говоря, по меркам коммерческого рока они недоделки, а по меркам трэша – слюни сироп. Вот и получился баланс.
Кажется, я полностью раскрыл секрет содержимого black box - коробки конфет от «Метлы».
Metallica — пятый студийный альбом одноимённой американской метал-группы, выпущенный 12 августа 1991 года, также известный как The Black Album (с англ. — «Чёрный альбом»).
Да, чуть не забыл упомянуть повышенное качество записи: бочка ухает, тарелочки цыкают, а не шуршат, гитарные риффы вваливают своих децибел чётче обычного. К 1991 году уже бы пора, я думаю.
Вся команда хорошо поработала над продуктом, и он воздал сторицей: миллионные тиражи. PR = Пи-Ар машина тоже не подкачала: подключился оркестр фактор «время + место» и диск попал в анналы, даже многоканальные. Помню, как он рычал играл из всех форточек начала 90-х.
А через 10 лет «Чёрный» реинкарнировал в очень приличное издание: хайрез + 5.1:
Metallica "Metallica" DVD-Audio (2001)
DVD-Audio: MLP 96/24 Стерео, MLP 96/24 5.1, Dolby Digital 5.1
Metallica "Metallica" DVD-Audio - Surround playlist
- Enter Sandman
- Sad But True
- Holier Than Thou
- The Unforgiven
- Wherever I May Roam
- Don't Tread On Me
- Through The Never
- Nothing Else Matters
- Of Wolf And Man
- The God That Failed
- My Friend Of Misery
- The Struggle Within
Produced by Bob Rock with Hetfield & Ulrich
The album was recorded at "One On One", Los Angeles, October 1990 to June 1991.
5.1 mixes done at Plantation Studio, Maui, Hawaii. Produced by Bob Rock
5.1 and Stereo Mastered at Sterling Sound, New York City.
Engineered and mixed by Randy Staub
Digital engineer: Mike Gillies
Assisted by Eric Helmkamp
5.1 mastered by Ted Jensen at Sterling Sound
Electra Entertainment (61113-9)© 2001
Давайте достанем диск и мы разберём «змейку» по косточкам.
1. Баланс. Его нет, поскольку инженер явно хотел задавить слушателя басами, несущимися из центра. А тылам отводится роль места для побега от этого напора.
2. Статика. Поэтому всем интересно будет узнать, почему не получилось сделать задней заградительной стены против бегства, как оно водится в действительно правильных ремиксах. А вот почему.
То, что там творится за спиной, можно условно поделить на три типа «стены».
1 – дырявая, как решето с крупными дырками: эхо в тылах на 4 – 5 баллов. Это треки 12, 6 и 3. Звук в их тылах разряжённый и тихий.
2 – дырявая, как решето с мелкими дырками: эхо плюс кое-какие дискретно-летающие инструменты, с плотностью по шкале Мооса на 6 – 7 баллов. Это треки 5, 9, 10, 4. Элементы, уменьшающие те дырки в «решете»: тарелки «тыщь!», припевы, ритм и соло гитары, возникающие из ниоткуда и в никуда уходящие.
3 – глинобитная (отнюдь не металлическая), повышенной плотности на 8 – 9 баллов. Это обелиски 1, 2 и 11. По большому металлическому счёту, мясо (с тремя буквами с) вваливает, возводя крепкую стену из звука по периметру, только трек 11. Треки 1 и 2 отличаются витиеватыми солирующими гитарами\вокалами в тылах, однако, для трэша, как атакующего жанра, достаточно куцыми.
3. Динамика. Есть такое дело! Слух радуют облетающие по окраинам солирующие гитары и какие-то склянки в треках 1, 5 и 10.
Резюме.
Таким образом, можно сказать, что заявленному здесь стилю – коммерческому трэшу, соответствуют только три ремикса, с номерами 1, 2 и 11.
Трэшу мало ))) И это говорю вам я – его не любитель. За настоящим трэшем в многоканале я отправлю вас к другим дискам. Скажем, к этому:
Corrosion Of Conformity - America's Volume Dealer (DVD-Audio)
Всем, конечно, интересно, как сведены в 5.1 хиты программы. Поэтому перед оглашением вердикта, мне надо кратко остановиться на них.
8. Nothing Else Matters («Остальное не важно»)
Эта необычно сильная для металла баллада отличается тем, что в аранжировке её имеется весьма искусно вписанный оркестр – наполнитель, «освежитель воздуха», распылённый вокруг и везде. Начинаясь спереди, он «нарастает», постепенно заполняет пространство позади слушателя. В тылах сидят гитарные рифы, а Хэтфилд находится в центре с гитарой наперевес и своим соло. В постепенном наращивании громкости и кроется секрет непоняток: то ли пусто в тылу, то ли нет. Не люблю непоняток. Поэтому поставил 7/8 баллов.
4. The Unforgiven
К сожалению, эта участь постигла и ещё одного явного хита, баллады «Непрощённый» (The Unforgiven). Не ждите в ней мультиканальных откровений. Ничего не ждите, увы, только шести/семи баллов: тихий тыл, цык-цык, да отголоски соло-гитары.
1. Enter Sandman
Открывашка внушает и обнадёживает: инженер знает толк в замесах и возведении стен из звука. И, хотя, это не так, объёмное вступление, гуляющие соло- и дискретные ритм-гитары и вокалы в тылах потешат ваши ожидания. Замес тут на 8 баллов.
2. Sad But True
Продолжение звучит как ослабленная версия открывашки: несколько обескураживает и заставит вас недоумённо подняв брови подумать: «Я что-то пропустил, или так и было задумано?». И в самом деле, крышеснос летающих и булькающих в тылах гитар сменился на рутинные риффы. Формально это тоже на 8 баллов, однако, уже без «вау!-эффекта».
10. The God That Failed
Эта вещь едва ли заслужила бы внимания, если бы не раскраска вокальными скачущими перекличками, перелётами подпевок из фронтов в тылы и очень смелым (для этого инженера, конечно) внедрением динамических полётов электрогитары. Её звук быстро летает по маршруту «тыл-фронт-тыл-фронт». Этот эффект значительно выручает, ибо в общем и целом царит всё та же «буква П» с разбалансом и сопутствующей им скукой на 6 баллов.
11. My Friend Of Misery
Последний «правильный» объёмный ремикс: чётко установленные почти-баланс и статика. Рифы атакуют из фронтов в тылы, где уверенно сидят бонги-перкуссии и «отсвечивают» своими партиями. До образцовой десятки, как всегда, чего-то не хватает. А именно смелости, металлической разнузданности и куража. Миксер как-то отстранился от этих понятий, забыл, что ли, что какой жанр подвергает переплавке (подсказка – металлический трэш).
Пора делать выводы. Две трети трек-листа сведены на хорошо, а две трети на «так себе». Поэтому средний бал составил с натяжкой в полбалла 7.
Если сейчас меня читают любители «Метлы» и этак серчают от того, что я не проявляю должного, по их мнению уважения к ремиксу данного тут трэша, то я отвечу им просто: истина познаётся в сравнении.
За эффектом «вау!» вам следует идти к таким ремиксам, какими их сделали Стивен Уилсон с Opeth, либо Рональд Прент в Lacuna Coil "Karmacode" DVD и Manowar"Warriors Of The World" SACD. Даже, если эта музыка не совсем ваша, вы сможете понять, о чём я тут толкую про окружающий звук.
Другие мультиканальные (5.1) диски подобных и не очень, тяжёлых групп:
Opeth "Pale Communion" Blu-ray 5.1: Пришёл Уилсон и всё…
Lacuna Coil "Karmacode" DTS 5.1: “Это готично!”
Manowar "Warriors Of The World" SACD 5.1: Есть такая профессия – родину защищать
Saxon "Lionheart" DVD-Audio 5.1: Что внутри "Львиного сердца"
Soundgarden "Superunknown" Blu-ray 5.1: Знакомство со сверхнеизвестным
Ian Gillan "Gillan's Inn" Dolby Digital 5.1: Посиделки с мистером Гилланом
Iced Earth "Plagues Of Babylon" DTS 5.1: Это чума!
Σ = 7
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем 2.0: эхо в задней панораме, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Alice Cooper "Muscle Of Love" SACD 4.0: Quadra-тный мускул любви
Uriah Heep "The Best, Pt. 2" DVD-Audio 5.1: Просто лучшее. Памяти Джона Лоутона
Rush "2112" DVD-A/Blu-ray 5.1: Назад в будущее
Anathema "The Optimist" Blu-ray 5.1: Нарочитый оптимизм
Van Zant "Brother To Brother" MLP 5.1: Подарки от братьев
Guns N' Roses "Appetite For Destruction" Blu-ray 5.1: Разрушить и не создать
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Буду премного благодарен за репост статьи в соцсетях и на форумах. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!