Стоит ли удивляться, что многие люди обращаются к методам предсказания судьбы, таким как карты Таро? Журналисты часто испытывают искушение спросить, не является ли это возрождением “псевдонауки”. История Таро предполагает, что это не так.
Карты Таро – это колоды, состоящие из четырех мастей, очень похожие на стандартные игральные карты, но с дополнительным набором козырей, известных как Старшие арканы, на которых изображены мифологические фигуры или архетипы, такие как Смерть или Маг. Разные колоды Таро, такие как Марсельское Таро или Этейльское Таро, содержат разное количество карт, старших арканов и разные иллюстрации.
Эти различные формы Таро были многим для многих людей: системой оккультного значения или опасным мошенничеством, но также и формой терапии, источником практических советов и даже развлечений.
Мифы о близнецах
История Таро омрачена двумя мифологиями. Первое, и более позитивное, было популяризировано оккультистами в 18 и 19 веках во Франции. Такие люди, как пастор Антуан Корт де Гебелен и оккультисты Жан–Батист Аллиетт и Элифас Леви, считали, что карты относятся к древнеегипетским или еврейским магическим традициям.
Такие теории беспочвенны. Самые ранние колоды Таро датируются Италией 15-го века. Тем не менее, эти мифы вдохновили оккультистов утверждать, что в картах зашифрованы скрытые древние тайны, и что понимание этих сложных значений даст гадателям – гадателям – силы предсказывать будущее.
В то же время власти таких стран, как Франция, создали негативный миф о таро. После революции 1789 года были введены новые положения, запрещающие гадание. Пресса, полиция и политики согласились, что само использование карт Таро было свидетельством того, что человек обманывал людей.
Эти двойные мифы о древней мудрости и современном мошенничестве все еще играют большую роль в том, как люди реагируют на карты. Но это не единственные истории, которые мы можем рассказать об истории Таро.
Другие стороны
Вместо того, чтобы ссылаться на труды оккультистов или суждения властей, историки могут обратиться к тому, что сказали гадатели и их клиенты. В рамках моего исследования колдовства во Франции в 1790-1940 годах я столкнулся с несколькими сотнями случаев гадания, которые раскрывают разные стороны карт.
Начнем с того, что Таро никогда не доминировало в картомантии. Гадалки с такой же вероятностью использовали стандартные колоды карт, в которых отсутствовали Главные арканы. Клиенты часто предпочитали эти более простые методы гадания, не в последнюю очередь потому, что они были дешевле.
Даже когда они использовали полные колоды Таро, гадалки вряд ли могли использовать сложные системы символического значения, предложенные оккультистами. Вместо этого они придерживались более простых схем. Две из четырех мастей обычно были положительными, а две – отрицательными.
Гадалки также разработали свои собственные интерпретации изображений на картах. Например, в случае из Фужера, северо–западная Франция, 1889 года, гадалка указала на две карты, которые она вытащила, и объявила своему клиенту:
Что ж, пиковая дама – ваша жена, а туз треф - деньги… итак, ваша жена крадет у вас.
Другие интерпретации сложнее понять. В 1834 году в Безансоне, восточная Франция, гадалка истолковала карту, похожую на обезьяну, как доказательство того, что клиент был околдован. Были ли это чудовищные, почти человеческие ассоциации с изображением обезьяны, которые связали его с колдовством? Некоторые формы исторического символизма невозможно полностью восстановить.
Развлечения и терапия
Хотя большинство этих примеров взяты из случаев, когда власти активно пытались пресечь мошенничество, случаи мошенничества не всегда проходили так, как надеялась полиция. Многие клиенты оказались невольными свидетелями в суде. В то время как власти видели в них наивных жертв, многие продемонстрировали более гибкое понимание того, за что они платят. Например, молодая женщина в Руане в 1888 году заявила суду:
Я не верю во всю эту чушь. Я пошел к гадалке, чтобы порадовать своего друга.
Прежде всего, клиенты думали о гадании не столько как о методе предсказания будущего, сколько как о способе решения проблем в их настоящем.
В некотором смысле Таро может работать как форма психоанализа. В 1990 году писатель Жозе Контрерас и этнолог Жанна Фавре–Саада, опираясь на опыт общения с гадателем, доказали, что эти методы гадания работают так же, как современная терапия.
Многие проблемы, для решения которых использовалось Таро, остаются знакомыми и сегодня. Клиенты искали украденные и потерянные предметы, причины загадочных болезней, новости о перспективах трудоустройства и заверения в романтических отношениях.
В истории Таро не было недостатка в мошенниках, которые использовали гадание, чтобы обмануть клиентов. Однако клиенты гадателей не так наивны, как иногда предполагают критики гадания, и процесс гадания на картах был скорее практичным, чем мистическим.
Для подавляющего большинства карты никогда не были ошибочной попыткой предсказать будущее. Они являются творческим средством переосмысления и примирения с неопределенным настоящим.