Страниц: 200
Оценка: 7/10
Первое издание: 1962 г.
Увлекательность: 8/10
Прописанность героев: 4/10
Сюжет: 8/10
Глубина: 5/10
Эмоции: 8/10
Я дала третий шанс Балларду. Моё знакомство с его творчеством началось посредственно — с романа «Привет, Америка!», а продолжилось отвратительно с «Высоткой». Однако я так много видела хвалебных отзывов, вещающих о глубине поднимаемых вопросов и мастерстве писательства, что аж начала сомневаться в своей компетености и дала ему третий шанс. Может быть, у меня с Баллардом как со Стругацкими, с которых я поначалу плевалась и в которых я потом влюбилась?
Этот роман повествует о мире, в котором произошло изменение климата. Солнце стало практически поджаривать планету, а растаявшие ледники затопили её, превратив города в озёра с торчащими местами шпилями высоток. Температура поднялась настолько сильно, что у экватора спокойно можно намерить 80° Цельсия. Люди осваивают более северные места и полюса, но и там вполне нормальным явлением считается температура в 40°. В пригодных для жизни человека местах природа превратилась в тропические джунгли.
Писатель строит сюжет вокруг группки людей. Автор не пояснил толком, как они там оказались и какие цели преследуют, но давайте знакомиться. На шезлонге лежит красивая девушка в купальнике, она разглядывает журнал полувековой давности, держа его наманикюренными пальчиками. Это Беатрис Дал. Она живёт посреди затопленного Лондона в доме, когда-то принадлежавшем её дедушке.
Второй герой — доктор Бодкин. Личность загадочная, потому что о нём нам едва ли что-то рассказали. Он оказался в этом месте в составе некоей экспедиции, а занимается он изучением новых флоры и фауны, которые то ли эволюционируют, то ли деградируют до тех форм, что были свойственны планете на заре возникновения людей. А на досуге Бодкин изучает теорию о подсознательном регрессе человека под стать окружающему миру.
Ну а главного героя, за которым мы незримо следуем, зовут доктором Керансом. Он прибыл в Лондон в составе экспедиции вместе с коллегой Бодкиным, и с ним же совместно проводит научные изыскания.
В романе автор постарался развить тему изменения человеческого разума под воздействием среды. Его герои, живя в мире, где сквозь истончившийся озоновый слой нещадно бьёт солнце, где европейские города поглощены водой, где на развалинах зданий гнездятся игуаны, постепенно сходят с ума. В книге это объясняется теорией, что человек вслед за природой стал возвращаться к доисторическим временам, и начал он с психики.
Мне показалось, что у «Затонувшего мира» та же болезнь, что и у других произведений автора. Баллард придумывает интересные декорации, сулящие удивительные приключения, пытается заложить зерно подтекста. А получается каждый раз одно и то же: будто не хватает писателю таланта, чтобы развить книгу дальше идеи. Помните тот мем с рисунком лошади, состоящим из двух частей — проработанной в реализме и детского наброска? Вот и все романы у Балларда такие.
Однако в оправдание этого произведения хочу сказать, что на фоне ранее прочитанных романов автора «Затонувший мир» выглядит вполне неплохо. Здесь более объёмный и интересный антураж, и герои хоть и плохо прописаны, но действуют согласно хоть какой-то логике.
Также я хотела бы обязательно упомянуть недочёт со стороны переводчика или редактора книги. В романе приводились указания температур. Так как автор — американец, температуры были указаны не в адекватных градусах Цельсия, а в фаренгейтах. Это на было бы большой проблемой, если бы это было указано. А то читаешь о температуре в 180 градусов на экваторе и думаешь: да, какой кошмар, как в моей духовке. Не задумываешься об использованной системе мер и идёшь дальше. А вот когда герой жалуется на стоградусную жару и лежит на шезлонге, начинаешь о чём-то догадываться... Гуглишь, узнаёшь, что это около сорока градусов, и напряжение немного теряется. На фоне ста восьмидесяти градусов какие-то сорок уже не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.