Что такое английский детектив? Как правило, это когда одиночка-интеллектуал крупица за крупицей восстанавливает обстоятельства преступления и пытается вычислить из узкого круга подозреваемых убивца. Что такое американский детектив? Чаще всего, преступник известен заранее, а одиночка-брутал гоняется за ним, пытаясь вывести на чистую воду. И много-много экшена.
Британский 4-серийный детектив «Садовники» ( в оригинале «Пейзажи» — Landscapes) отказыв ается следовать стереотипам. Преступники в нём известны заранее (известно изначально даже наказание, к которому приговорил их суд), да и экшена имеется (хотя сюжет этого и не предполагает), но при этом, мини-телесериал остаётся по-английски интеллектуальным произведением с интригой и изящным юмором. До самого конца он держит интригу, сформулированную не типичным «А не садовник ли убийца?», но нестандартным «Почему преступники рассказали полиции правду и преступники ли они вообще?».
Сюжет «Садовников» основан на реальных событиях. Пожилая пара англичан по фамилии Эдвардс, прожившая много лет во Франции, неожиданно призналась в том, что причастны к двойному убийству родителей Сьюзан Эдвардс, совершённому аж 15 лет назад. Они возвращаются на родину, сдаются в руки правосудия и получают по 25 лет тюрьмы. Но при этом продолжают настаивать на своей невиновности. Вот и вся история, вообще не заслуживающая, казалось бы, переноса на экран.
На деле, при талантливом её изложении, из реальной истории вытягиваются неоднозначные смыслы, высекаются яркие характеры и строится по-настоящему увлекательное повествование. Этому, в том числе, поспособствовала увлечённость Эдвардсов кинематографом, в первую очередь — старыми голливудскими вестернами и французскими драмами с Жераром Депардье. Уцепившись за эту деталь, авторы «Пейзажев» дали себе волю не придерживаться единой стилистики. Они постоянно, даже в рамках одной серии меняют тональность, ритм, визуальный стиль мини-сериала.
Так, например, завершающая, 4-я серия «Пейзажей» / «Садовников» частично снята, как… вестерн, в котором 2 старичка превращаются в отстреливающихся от шерифа и его помощников голливудских героев. А минимум треть этой серии стилизована под классические судебные драмы, наподобие «Нюрнбергского процесса» Стэнли Крамера. Экран телевизора при этом то сочится яркой цветастой, почти открыточной «картинкой», то погружается в суровый «бесцвет».
Такое «нестабильное» стилистическое решение помогает авторам сделать «Пейзажи» по-современному экспрессивными, «видеоклиповыми» и при этом — высокохудожественными. Легко представить, в какую скуку вылилось бы «стандартное» изложение реальных фактов, возьмись за их пересказ кто-нибудь менее талантливый (и менее рисковый). А так «Пейзажи» стали действительно неординарным явлением, одновременно зрелищным и умным.
Ну, и необходимо сказать, что такого отличного мини-сериала могло и не получится без двух его «звёзд». Сценарий его-таки попросту писался ради Оливии Колман её супругом Эдом Синклером (и для него это вообще сценарный дебют!). Она сыграла роль Сьюзан Эдвардс. А роль её неловкого, нелепого, но преданно любящего мужа Кристофера Эдвардса исполнил Дэвид Тьюлис. И если в случае актрисы можно поворчать, что она повторяется, застряв в образах добродушных клуш (а изображает она их действительно потрясающе), то к игре Тьюлиса можно применить всё то же словечко «неординарный», которое напрашивается к «Садовникам» по многим другим причинам.
В какие-то минуты британец изображает своего Кристофера забавным чудаком, но в какие-то от этого обрюзгшего высохшего дылды вдруг бросает в дрожь. И достигается это еле заметными мимическими движениями, едва различимым холодом в глазах, неожиданно ловким владением пусть даже и не заряженным кольтом. За эту свою роль Дэвид Тьюлис был номинирован на престижную британскую кинопремию BAFTA.