Найти тему

Цели. Почему у некоторых они легко достижимы, а у других нет

Всегда ли достижение цели связано с упорством и настойчивостью? Вы когда-нибудь встречали людей, кто пожелал, и всё легко сложилось. И наоборот, тех, кто много и активно работал, но результат был об'ективно небольшой?

Этот случай произошёл больше 10 лет назад. Рядом со мной на общем мероприятии оказался человек, который с жаром рассказывал, что стоит только захотеть, поставить цель, и всё начнёт легко складываться. В доказательство своих слов он приводил пример из своей жизни, как у него успешно получилось осуществить задуманное.

На тот момент моих познаний в психологии не хватало для того, чтобы об'ективно оценить его теорию. Помню только смутное чувство, что не всё так просто, как кажется.

Сейчас данных и понимания причин и следствий больше. И ощущение нелогичности в том случае возникло не на пустом месте.

-------------------------

Сейчас я хорошо понимаю, что люди - разные. С различным стартом, опытом взросления в поддерживающих, нейтральных или аб'юзивных семьях. С очень разными ситуациями в период подростковой жизни, взаимодействий с учителями и сверстниками.

Одни дети получили поддержку, защиту, направление для жизни, другие испытали много давления, упрёков, игнора и манипуляций.

Будет ли в таком случае верным говорить о том, что люди с таким разным опытом смогут достигать целей с одинаковым количеством усилий? Ну, такое...

Здесь важно понимать, что да, достижения возможны. Но у одних людей они происходят легко и быстро, а другим может потребоваться очень много сил и времени даже для очень среднего результата. Идеи из разряда :"главное упорство", "делай и получится", "ты недостаточно старался" и прочие могут быть ложными.

Как я это вижу? Представьте, человек учится стрелять из лука.

Ситуация один. Рядом с ним находится опытный наставник. Спокойный, уравновешенный, мудрый. Он рассказал о самом инструменте, о стрелах. Как лук работает, как держать, поправка на ветер и прочее.

Взрослый поддерживает, при этом дисциплинирует, не даёт лениться. Напоминает о важности регулярных занятий для наработки способности. Обращает внимание на внутренний настрой, собранность, присутствие духа. С каждым разом точность попадания - выше. Есть с кем разделить радость.

Ситуация два.

Рядом- наставник неуравновешенный, который то кричит, то плачет, то обижается. Он не может толком сформулировать, что ожидает в итоге. Но ответственность за все неудачи переносит на ученика. Это даже не ответственность, а вина.

Наставник кричит, обвиняет в безрукости, неспособности и слабости. То есть часто в фокусе- негатив. У ученика нет ни понимания принципов работы с инструментом, ни устойчивых побед. При тренировках наставник толкает или отбирает стрелы, рвёт бумажки, на которых нарисована цель. Чем дольше ученик занимается, тем больше у него страха, беспокойства. И тем сложнее попадать в цель.

-2

Я описала два сильно отличающихся случая. В действительности, ситуаций намного больше. С разными оттенками и дополнениями. Но смысл от этого не меняется. Те, кто выросли с поддержкой и те, кто рос с помехами будут достигать целей с различным количеством усилий.

Часто люди из ситуации один искренне не могут понять, почему люди из ситуаций два ленятся и не хотят добиваться намеченного. Хотят, и даже пытаются это делать. Но иногда для достижения цели нужно пройти большой долгий путь.

Обнаружить и склеить порванные цели, повесить их на нужное место. Подержать в руках стрелы. Потренироваться выпускать их в тишине, когда никто не мешает. Шаг за шагом. Разрешить себе ошибаться. Найти тех, кто порадуется и поддежит успехи. Расслабиться. Увидеть свою силу.

Спасибо за ваше внимание.

Спасибо, что развиваетесь.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, пишите комментарии.