(о пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич»
и фильме Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» )
Брежнев и высшее партийное руководство в 70-е годы воспринимаются народом со смесью плохо скрытого презрения и смеха. Уже тогда начали проявляться все те феномены, которые пышным цветом расцвели в перестройку и в постсоветские времена, – безыдейность, цинизм, конформизм, преклонение перед Западом партномеклатуры и их отпрысков. Уже тогда в союзных и автономных республиках СССР развивается и утверждается этнократия – предшественница нынешних «суверенных» режимов… Глядя на этот разор своей социалистической Родины, которую сумели спасти от врагов во время войны, но довели до разложения в мирное время, народ, безусловно, понимал: Брежнев и его дряхлые старцы из Политбюро, тем более их молодое, но чересчур уж вороватое и циничное окружение – это не те люди, которые могут спасти Родину. И именно в 60-70-е годы в стране нарастает снизу, из самых недр народных, сталинистский ренессанс.
Учебники истории стыдливо уделяют Сталину несколько строчек, не забыв упомянуть о «культе личности» и «незаконных репрессиях». Из официальных песен – от гимна СССР до «Песни о Москве» и «Марша танкистов» – исключены слова о Сталине. Интеллигенты читают «Архипелаг ГУЛАГ» и распевают псевдоблатные антисталинистские песенки. А простые люди лепят фотографии Сталина на лобовые стекла автомобилей, собравшись в узком кругу, поют «Артиллеристы, Сталин дал приказ!». Народ тоскует по Сталину, по грозному, но справедливому народному царю, который метлой опричника вышвырнул бы из высоких кабинетов разжиревших и заворовавшихся конформистов и циников с партбилетами, привел бы новых, простых людей, снизу, из народа – преданных государству и вождю, честных и прямолинейных – и вывел бы корабль советской государственности из гнилого штиля-«застоя», который похуже и опаснее штормов….
И вот на экранах кинотеатров появляется фильм о том, как на царском троне оказывается безвольный и глупый самозванец в компании с вором. И возглас дьяка – «Говорят, царь ненастоящий!» – выглядел как дерзкое раскрытие самых потаенных настроений и мыслей простых советских людей. Можно только удивляться, как недремлющие цензоры из идеологического ведомства не разглядели столь явных политических намеков. Даже Бунша поумнее их был, коль догадался воскликнуть: «Не позволю про царя такие песни петь!»…
***
Почему же этот фильм Гайдая популярен до сих пор, когда нет уже давно ни Брежнева, ни Политбюро, ни партчиновников? Ответ прост: потому что принципиально ситуация не изменилась, у власти остались те же самые прохиндеи и конформисты, Бунши и Милославские, лишь сжегшие свои красные партбилеты и вовремя присягнувшие «демократическому идеалу». Тоска народа по «настоящему царю», грозе «бояр» и чужестранцев, стала еще больше и острее по сравнению с 70-ми годами.
Рустем Вахитов
Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!