А каким нам представляется внутреннее устройство купеческой семьи? Скорее всего – по канонам «Домостроя». Бородатый глава семьи может проводить миллионные сделки, а супруга его в это время должна полоскать белье на речке и дальше церкви от дома не удаляться.
Вклад жены в семейный бизнес – только в виде данного за ней родителями приданого. Но это не про нас! История сохранила много имен успешных самарских бизнес-леди конца позапрошлого и начала прошлого веков.
Вот, например, проживала в Самаре «простая купеческая семья» Ильиных. Глава – Иван Ефимович – начал свое дело с того, что выгодно женился (на дочери самарских домовладельцев Юриных). Приданое супруги позволило ему открыть под Самарой собственный завод. Только не свечной, а кирпичный.
Во 2-ой половине 19-го века губерния совершила скачок в своем развитии, так что заводы, мельницы и прочие промышленные предприятия росли как грибы. Строились и общественные здания, и частные особняки успешных людей. Поскольку территории губернии природным камнем небогаты, требовался кирпич. В огромных количествах!
К концу 19-го века в Самаре и окрестностях было 16 кирпичных заводов. Иван Ильин свой завод построил в районе Колесникова оврага (сейчас это поселок Запанской за железнодорожным вокзалом). На заводе все было по-передовому - кирпич обжигался в кольцевых печах, вручную его не таскали, а использовали локомобили и вагонетки «Келлер». Позднее бизнес "укрупнился" - Ильин объединился с предпринимателем Павлом Маштаковым.
Качество кирпича было высоким, именно Ивану Ильину шли все заказы по военному ведомству. Согласно российским справочникам 1907-1908-го годов, на заводе работало 78 человек. Кирпичи с клеймом Ильина и сейчас часто встречаются на исторических зданиях Самары.
А чем в это время занималась мадам Ильина? Делами домашними? Очевидно, да - но не только. Вела успешный ресторанно-гостиничный бизнес. Гостиница ее находилась в начале улицы Панской, почти на набережной.
Приплывающих по Волге туристов и деловых людей было много, номера никогда не пустовали, тем более что цены были низкие, а сервис – на уровне. Чтобы держать гостей в курсе местных и мировых событий в холле всегда были свежие газеты. Ну и телефон - всегда к услугам постояльцев.
Надо сказать, конкуренты не радовались успеху гостиницы . Распускались слухи, что в «номерах» постоянно обитают тараканы и «неправильные девушки». При тогдашних строгих нравах обвинение было тяжелое! Мадам Ильина ответила недругам через газету, и ответ ее достоин древних римлян: «На вымыслы извозчиков просим внимания не обращать».
Район, конечно, был неспокойный. Прямо под окнами гостиницы возле пристаней бушевал Бурлацкий рынок. Стычки и драки по поводу и без были обычным делом. Полицейские старались его обойти сторонкой, а единственный штатный «участковый» редко бывал трезвым.
Но именно здесь предприимчивая мадам Ильина впервые в Самаре начала продавать беляши - вместо привычных пирожков. Говорят, что рецепт пришел в Самару от солдат, вернувшихся после войны из турецкого плена. Хотя думается – а зачем нужен турецкий плен, если беляши готовили татары, которых в Самаре всегда проживало много?
Так или иначе, новое кулинарное изделие поначалу воспринималось плохо и обзывалось обидными словами. Что подсказала Ильиной ее коммерческая смекалка? Угощать народ беляшами бесплатно! Никакие предрассудки устоять перед «презентацией» не могли, а спустя короткое время беляши уже были в меню всех самарских чайных и закусочных.
Правильное было распределение ролей в семье Ильиных?