Найти тему

Сага об «Энергомаше». Пожарный заказ

Было всё это во время распада Советского Союза, когда все бывшие советские республики стали в одночасье суверенными государствами и получилось, что многие предприятия-монополисты оказались по разным сторонам границ, а главки и НИИ профильных отраслей оказались в Москве со всеми правами на запуск производства.

Перестройка в действии

По последним правила International Civil Aviation Organization ICAO(Международной организации гражданской авиации ИКАО), каждый, уважающий себя аэродром должен был иметь определённое количество пожарных машин. На нашем городском гражданском аэродроме, нужного количества пожарной техники не оказалось, и поставили они вопрос перед руководством о приобретении где-либо или изготовлении на наших городских мощностях пары пожарных машин со всеми комплектующими.

После обсуждения вопроса выяснилось, что таких производств в РФ на тот период не было (сейчас есть, кажется, в Орске), а все заводы и конструкторско-технологический отдел оказались на территории сопредельной, в то время уже ставшей вильной, самостийной и незалежной, Украины, не буду уточнять где именно. Ещё в Швеции производили пожарные машины, но для их приобретения требовалась валюта, коей видимо было мало.

И тогда наш главный инженер сам поехал на Украину, прозондировать возможность приобретения там технической документации, и пригласил к нам их специалистов на переговоры. Поселили их в прекрасной гостинице города. Поили, кормили за счёт предприятия в ресторане. Договорились, что они готовы принять наших представителей технических служб завода, чтобы согласовать на технологичность их чертежи изделия и внести, если надо, какую-либо корректировку. Заверили, что эту документацию они нам передут, уж не знаю на каких условиях.

Собрали руководящий состав у главного инженера, и он поручил подобрать специалистов для корректировки украинских чертежей под наши условия: конструкторов, технологов, и на микроавтобусе в назначенное время отправиться для работы означенное место.

На совещание нижнего уровня пошли мы с нашим главным металлургом, где встретились с работниками ОГТ и специального цеха. Только на их мощностях и можно было бы собрать на заводе пожарную машину. Это позже аннулировали и цех, и подсобные площади с ангарами и складами, полностью сравняв с землёй, как и 80 процентов цехов завода позже. Перестройка в действии.

На совещании мой начальник заверил, что чертежи деталей из алюминиевого литья он видел и подтвердил нашу возможность их изготовить, а в командировку от нашего отдела он направляет меня для корректировки чертежей на технологичность изготовления, а также подтвердить возможность термической и химико-термической обработки деталей изделия на нашем предприятии.

Предстояла командировка сроком на пять дней и посему чтобы не оставить дома голодными моих стареньких родителей, я сварил пять литров борща и приготовил гречневой каши. Купил хлеба в магазине, положил всё в холодильник, наказав, чтобы не скучали, и утром, с сумочкой через плечо, в серебристой своей курточке и кепке отправился на завод.

К нашему корпусу подогнали синий микроавтобус «Тойота», куда нас всех командированных усадили и от Южной проходной мы поехали. Представлю спутников, не называя их фамилий. Первым номером - начальник специального производства (С.П.), вторым – главный конструктор С.П., третьим – конструктор этого же производства, четвёртым был технолог ОГТ, курирующий производство первого цеха, пятым водитель «Тойоты» Вовка, и шестым я – технолог ОГМет по термообработке металла.

В дороге

Едем. Утро, прохладно и даже приятно. Впереди рядом с водителем сидел технолог ОГТ, а руководство наше с конструктором устроилось на двух широких креслах. Я сел на боковом креслице у дверцы справа. С собой захватил дорожную карту Украины, чтобы знать, где едем. Вовка знал куда ехать, знал где какие дороги и по каким быстрее можно добраться.

Границу с Украиной я помнил по своим прежним поездкам и узнавал новую форму их погранцов с трезубом на бейсболках цвета хаки. Сверив паспорта с нашими лицами, узнав куда мы направляемся, они пропустили нас дальше. Харьков мы объехали окольными путями, проезжая мимо лесов и полей. Въехали на Полтавщину, где нас накрыл летний зной.

Поразило нас то, что на трассе почти не было видно автомобилей и часто на обочинах стояли канистры с бирками, какой марки бензина или солярки предпочитает купить хозяин канистры, поставивший эту канистру на обочину. Стало понятно, что на Украине дефицит с топливом. Наш опытный водитель знал это, и поэтому у него за сиденьями стоял бак из нержавейки с бензином, чтобы хватило нам его на дорогу туда и обратно. Поразило ещё то, что все жители от мала до велика, даже пожилые бабушки, катались на велосипедах. Я посмотрел на это, и на оставшиеся командировочные, за 1000 рублей купил потом в Белгороде велосипед.

Не заезжая в Полтаву, на объездной трассе подошли к местным ларькам кооператоров и поменяли наши рубли на новые украинские купоны (гривну только обещали ввести в обиход). Мужики-кооператоры с радостью нам поменяли, и мне тоже 250 рублей, заверив нас, что собираются ехать к нам в Белгород и деньги им ох как понадобятся.

Проезжали мы гоголевские места, дорожные транспаранты указывали, что, повернув направо - окажемся в Сорочинцах, что за поворотом налево - Решетиловка, а то и Диканька с Миргородом. Вспоминались тотчас гоголевские рассказы, услышанные им от пасечника Панька Рудого. Гнали мы вовсю по пустынной трассе, так что ветер свистел и «Тойота» тряслась на лёгких ухабах.

С удивлением увидели, как дородная, местная «Наталка-полтавка», жинка, от души дубасила у ворот своего мужа, пришедшего домой несколько в подпитии. Только голова моталась у безропотно стоявшего мужичка от увесистых затрещин его жинки. Позже, рассказав знакомой женщине о увиденном, она сказала, что у них, на Полтавщине так заведено, чтобы жена учила мужа своего, нагрешившего, а тот стойко должен принимать жинкины суровые увещевания.

В городе Пирятин мы заблудились и не знали, как выехать, в какую сторону на нужную нам трассу, пока не заметили местного пожилого мужичка. Подозвали его, испросили дорогу, и он шел рядом с нашим микроавтобусом и показывал путь, как и куда нам следует ехать. Мы от души поблагодарили этого доброго старичка и поимели суждение, что в Пирятине живут прекрасные и отзывчивые люди.

В гостинице

Не помню сколько мы ехали по трассе, но уже поздно вечером, хотя по- майскому было ещё светло, мы въехали в нужный нам город. Улицы были почти пустынны, только у центральной гостиницы («хотел» по-местному) куда мы направились, чтобы поселиться, стояла пара молодых людей, пивших местное бутылочное пиво и девушка.

Вовка поехал на стоянку, поставить наш автобус, а мы направились ко входу в гостиницу пятиэтажную, по-видимому построенную в хрущёвские времена. Нам с лёгкостью вручили ключи на больших деревянных грушах. Мы тут же поднялись на второй этаж, нашли нашу комнату и вселились. Старшие наши вселились комнату на двоих. А нас - конструктора, двух технологов и водителя - вселили в комнату с четырьмя кроватями, и столом. Вернулся водитель наш Вова, мы стали ужинать, развернув пакеты с прихваченной из дома снедью. Володе жена приготовила много маленьких паровых котлеток из говядины, и он угощал ими нас. Оказалось, что жена его - сестра нашей стилоскопистки Оли, работавшей когда-то в инструментальном цехе, в термичке. Мир тесен.

Руководитель пришёл к нам пожелать спокойной ночи, и попросил у меня что-нибудь почитать на ночь глядя. Я дал ему рассказы Аверченко, которые захватил в дорогу. Наш технолог захотел прогуляться по вечернему городу, но мы его отговорили, убедив, что города не знаем, и зачем, говорим, тебе искать приключения на одно место.

Он всё равно вышел в фойе попить пива, и сказал, что оно у них кислое. Долго не могли заснуть, девица с парнями у входа всё визгливо хохотала на шутки парней. Недовольный технолог, что не удалось ему погулять на сон грядущий, в сердцах сказал: - Да, чтоб тебя там...эх, дуру этакую! – Мы рассмеялись и вскоре заснули.

На Украине

Проснулись утром рано и направились по известному руководству адресу. Искомая точка нашей командировки находилась в соседних кварталах после двух поворотов влево и вправо. Нас ожидали, и принял нас сам директор, очень добродушно. Поговорили о ситуации злободневной, о развале Союза, о проблемах с этим связанных.

Предложил располагаться нам в его кабинете за соседним столом и поручил работникам приносить поочерёдно нам кальки на согласование. И тут же с их работниками обговаривали конструкцию. Они соглашались на замены, правили в кальке. Я рассматривал те чертежи, в которых была указана термообработка. Просил иногда менять разбег по твёрдости и по глубине нитроцементованного слоя, предлагал на некоторых изделиях поменять марку стали на ту, по которой у нас отработана технология. Приписывал необходимость в завышенном припуске под шлифовку. Рад был, что на шестернях и валах-шестернях заложена хорошая цементуемая сталь 18ХГТ, потом посоветовал термистам взять себе на запчасти, пока есть такая возможность, для своих автомобилей.

Так протекала наша работа каждый день в этом отделе. А в перерыв добрые хозяева возили нас на своём микроавтобусе в кафе «Украинские стравы», где обедали с нами под прекрасную закуску и основные блюда с горилкой. Советовали закусывать их фирменными (надо сказать - отменными) колбасками и прекрасным салом, мягким, вкусным и нежным. Обед был оплачен их фирмой.

После работы нас провожали до гостиницы, показывая, что, где у них, какие магазины и рынки находятся. Очень им понравился наш главный инженер, когда он к ним приезжал. Мы утвердительно поддерживали, уверяя, что да, он прекрасный специалист и прекрасный человек.

Мы мечтали посетить ещё подведомственные заводы, чтобы ознакомиться с их работой. Может что и позаимствую из их технологии термообработки, из конструкции приспособлений, - размышлял я всуе. Однако посетить их разрешили только нашему руководителю, и то просто провели его вдоль цеха, и всё.

В предпоследний наш день пребывания на Украине мы разбрелись после работы по городу, каждый хотел что-то прикупить себе. Я купил ребятам-термистам по пачке местных сигарет с жовто-блакитным флагом, как сувенир, и нашел местный книжный магазин, где купил на купоны четыре тома «Сага о Форсайтах» Джона Голсуорси и две книги Клиффорда Саймака, и больше никуда не захотел идти – вернулся в гостиницу. А вечером, пошли с технологом в магазин за углом гостиницы и купили себе по кульку прекрасных маленьких колбасок, а на рынке у милой светловолосой девушки килограмм деревенских помидор, чтобы не с пустыми руками приехать домой. Ходили на местный базар и в универмаг, но там продавалось то же, что и у нас.

В пятый день пребывания в командировке нас также угощали в «Украинский стравах» и добрые пожилые женщины- повара, предложили нам напоследок: - А сырнички будете? – Будем! Радостно ответили мы. Принесли румяные горячие маленькие сырники, политые сливочным маслом – вкусные… Я сказал хозяевам, что обязательно расскажу нашему водителю, какими сырниками нас сегодня угощали, на что их старший с укором сказал: - Что же вы раньше-то не сказали, что вы с водителем приехали! И попросил вынести бутылочку горилки, чтобы мы обязательно передали её нашему водителю.

Когда вернулись из кафе в отдел, увидели суету и броуновское движение по коридорам. Оказывается, приехал из Москвы, из главка человек, который печать на документацию ставит и даёт добро на запуск продукции в производство. Он ведь и нам нужен, чтобы и нашему заводу разрешил выпуск пожарных машин. Мы его потом с собой и взяли.

Работники отдела подготовили нам так называемые «синьки», копии с калек, со всеми нашими правками и отметками на полях. Вышла кипа чертежей высотой примерно в 300 мм. Её мы должны провезти через две таможни. Отправились наши руководители в местную таможню, там юноши ответили на нашу просьбу: «Тильки через Кыив».

Какой Киев?! Нам через пару часов уезжать надо. Тогда руководитель группы поручил мне так замаскировать в микроавтобусе эту пачку перевязанных бечёвкой чертежей, чтобы никто и не догадался, что мы там что-то подобное везём. Не долго размышляя, засунул я под одиноко стоящее кресло кипу чертежей и прикрыл аккуратно её с трёх сторон испачканной автолом, солидолом и тавотом протирочной льняной тканью, к которой и дотрагиваться-то не особо хочется, якобы она прикрывает небольшую канистру с бензином. Показал руководителю своему и он одобрил мою маскировку. Когда начинало смеркаться, тепло попрощавшись с нашими добродушными хозяевами, так мы и поехали.

Домой

Опять на большой скорости мчимся по Украине, захватив с собой в Белгород нужного нам гражданина из столицы. При отъезде рассадили нас: меня с технологом ОГТ впереди, с водителем Вовой. В тесноте да не в обиде. На моём прежнем месте, над кипой чертежей сел конструктор из спецотдела, а на двух креслах разместилось наше руководство и товарищ из Москвы.

У речки Псёл начинал моросить лёгкий дождичек и пейзаж был великолепен: Зелёный, низкий правый берег, вётлы на берегу с молодой листвой, тихая, просторная гладь серебрящегося Псёла и крутой левый берег поросший густым лесом. Мечтал я увидеть этот Псёл проезжая мимо него у нас, на Белгородчине поездом, но увы, он оказался просто высохшей балкой. Но как прекрасен он был там, у Белоцерковки, что до сих пор стоит перед глазами.

Сидим по своим местам в «Тойоте», чувствую, что-то слишком там весело стало за спиной. Понял, - открыли Вовкину бутылку с горилкой. Вовка мне сказал: - Пусть пьют, мне всё равно нельзя, я ж водитель.

Уже затемно прибыли к украинской таможне. Подошли пограничники с фонарём. Посветили в салон автобуса и ничего подозрительного, главное чертежей наших, не увидели и пропустили. Даже не глянув в паспорта. Уезжаем ведь, – как говорится, «с глаз долой, из сердца вон». Наши таможенники, узнав, что мы белгородцы и домой возвращаемся, тут же, радостно, без проверки благословили нас благополучно доехать до дома. Меня высадили у «Телевышки», и руководство повезло устраивать нашего московского гостя в гостиницу.

ИКАО была довольна

Согласно привезённых нами чертежей и было запущено на заводе производство двух пожарных машин для аэродрома. Сложности были в том, как закалить карбонитрированные шестерни и зубчатые колёса редуктора, чтобы не было биения, и глубина слоя получилась бы в пределах чертежа. Придумал и заказал приспособления, чтобы в сборе калить в масле прямо из печи, а те места, где не нужна была карбонитрация, обмазал приготовленной пастой, смешав тальк, буру и мертель, замешав на жидком стекле. Компоненты позаимствовал в сталелитейном цехе. Предупредил термистов, чтобы с мокрой пастой в печь не опускали, ибо потрескается она и вся защита будет насмарку. У нас же в цехе закаливали ножи, комплектующиеся к пожарной машине, из стали Х12М, и многие другие детали.

Была проблема с шлифовкой зубьев, ибо не предусмотрены заводской технологией такие операции и нет таких станков. Слава Богу, договорились с соседним предприятием о шлифовке. Было небольшое биение, но детали приняли и после обкатки всё пришло в норму.

Контролёры как всегда подстраховались, и потребовали на каждую садку в печь на карбонитрацию образцы свидетели, пришло заложить в технологию свидетели - планки небольшие из стали 18ХГТ и потом с термистами ломали их ломом, травили и предъявляли контролёру потемневший слой, который он вымерял микроскопом портативным МПБ-5 и убеждался в качестве карбонитрации. Моё руководство тоже, видимо, не надеялось, что у нас получится нитроцементация или также, как у нас принято было – карбонитрация, и поручили-таки отрезать одну деталь поперёк зубьев в литейном цехе и протравить в гальванике, чтобы убедиться, что со слоем у нас всё в порядке. Убедились, на срезе сразу стал заметен нужного размера к\н слой.

Помучались конечно, но как приятно было смотреть на готовые, свежеокрашенные красной краской машины на шасси КАМАЗ, со сверкающим на солнце раструбом водяной пушки с баком для пенного раствора, со всеми полагающимися причиндалами. Красота, да и только. Приятно всегда смотреть на дело рук твоих, где вложена и частичка твоего труда. В конце концов ИКАО была довольна.

Хочется отметить, что на Украине нам встречались приветливые, добродушные, спокойные люди, что с ними сотворили сегодня? Тех, с кем мы встречались, уже многих, вероятно, нет в живых, а те, кто сейчас там живет – какие они, интересно? Не думаю, что та молоденькая девочка на базаре, у которой я покупал помидоры, сильно изменилась. Не хочется верить в худшее.

Борис Евдокимов, бывший технолог

24.06.2022